Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. -Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1988

Книга посвящена истории Русского государства в период Смуты в начале XVII в. На основе обширного документального материала автор анализирует политическую борьбу и историю массовых народных выступлений в кульминационный момент гражданской войны — период восстания под руководством Ивана Болотникова, уточняет основные вехи восстания, роль различных социальных слоев, включая дворянство, значение крестьянских и казацких выступлений. В книге приведены подробные биографические сведения о самозванцах, царе Василии Шуйском и других исторических деятелях начала XVII в. Монография служит продолжением ранее изданных книг «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев». Книга рассчитана на широкого читателя.

OCR
образом, были главной движущей силой восстания
Болотникова.
В 1600 г. Годунов подверг опале бояр Романовых,
Черкасских и их родню, а их вооруженные свиты рас-
пустил, запретив кому бы то ни было принимать на служ-
бу романовских послужильцев. Большое число холопов
лишилось средств к существованию в период голода
1601 —1603 гг. Окраины были населены вольными
казаками. Беглые постоянно пополняли их станицы,
становясь казаками. «По мнозе времени» они превра-
щались в «старых» казаков. Время голода было време-
нем массового бегства холопов на «украины». С нача-
лом гражданской войны поток хлынул в обратную
сторону. Холопы возвращались на Русь как вольные
казаки. А. Палицын не называл «сицевых воров»
(беглых боевых холопов), соединившихся в Туле и Ка-
луге, казаками. Но на то были свои причины.
«Сказание» Палицына неизбежно отразило полити-
ческие тенденции, преобладавшие в момент написания
этого сочинения. Современники не могли не знать того,
что ведущей силой в армии повстанцев в Туле и Калуге
были казаки. В дальнейшем очень многие из них пере-
кочевали из лагеря «злодейственных гадов» в лагерь
защитников отечества и борцов против «поганых латы-
нян». В 1611 —1612 гг. казацкие таборы мужественно
сражались с врагами, пока не изгнали их из Москвы.
Келарь Троице-Сергиева монастыря не только участво-
вал в земской освободительной борьбе, но и поддержи-
вал тесные дружеские отношения с казацкими атама-
нами. Он взялся за написание «Сказания» в то время,
когда официальные власти старались привлечь участни-
ков освободительной борьбы на государеву службу и
наделяли атаманов и «старых» казаков (в массе быв-
ших болотниковцев) поместьями.19 Обличать этих каза-
ков за их давнее участие вместе с Болотниковым в обо-
роне Тулы и Калуги было неуместно.
Вольные казаки сыграли выдающуюся роль как
в повстанческом движении 1606—1607 гг., так и в осво-
бодительном движении 1611 —1612 гг. Казачество по-
полнялось выходцами из самых различных слоев рус-
ского общества, и потому оно было исключи-
тельно пестрым по своему составу. Среди жителей
вольных казачьих станиц можно было встретить беглых
крестьян и посадских, гулящих людей, ярыжек и даже
181