История

Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. -Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1988

Книга посвящена истории Русского государства в период Смуты в начале XVII в. На основе обширного документального материала автор анализирует политическую борьбу и историю массовых народных выступлений в кульминационный момент гражданской войны — период восстания под руководством Ивана Болотникова, уточняет основные вехи восстания, роль различных социальных слоев, включая дворянство, значение крестьянских и казацких выступлений. В книге приведены подробные биографические сведения о самозванцах, царе Василии Шуйском и других исторических деятелях начала XVII в. Монография служит продолжением ранее изданных книг «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев». Книга рассчитана на широкого читателя.

OCR
вался процесс консолидации дворянства. Путем экстрен-
ных мер Шуйский восстановил распадавшееся дворян-
ское ополчение, что помогло ему довести до конца
борьбу с Болотниковым.
Меры Шуйского в отношении низших сословий
общества — холопов и крестьян были всецело подчи-
нены интересам дворянства. Закон о холопах был одним
из первых законов царя Василия Шуйского. Он был
принят 7 марта 1607 г. без обсуждения в Боярской
думе как именной царский указ. В разгар борьбы
с Болотниковым правительство сделало определенные
уступки некоторым группам холопов, чтобы удержать
их от присоединения к восставшим, расколоть повстан-
ческий лагерь.11 Некоторые исследователи высказали
мнение, будто закон о холопах был скорее пропаган-
дистской мерой, чем программой, рассчитанной
на практическое воплощение.12
Чтобы возможно более точно раскрыть смысл указа
7 марта 1607 г., надо конкретизировать вопрос, какие
группы внутри холопства имелись в виду в первую
очередь. И. И. Смирнов считал, что закон 1607 г. защи-
щал те элементы (прежде всего из состава городского
населения), которым служба в «добровольных холо-
пах» угрожала насильственным закабалением. Такое
толкование закона кажется слишком неопределенным.
Первое уложение о кабальных людях власти раз-
работали и ввели в разгар народных волнений 80-х гг.
XVI в., в которых участвовала служилая мелкота и
боевые холопы. С 1 июля 1586 г., гласила запись в кни-
гах Разрядного приказа, «начали кабалы имать на слу-
живые люди и в книги записывать».13 Для разорив-
шихся мелкопоместных или беспоместных детей бояр-
ских единственной возможностью сохранить свою при-
надлежность к военному сословию было поступление
в вооруженную свиту бояр и богатых дворян в качестве
кабального или добровольного слуги. По закону 1586 г.
кабальные сделки подлежали обязательной регистрации
в приказе в присутствии кабального и если выяснялось,
что кабала взята принудительно, сделка объявлялась
недействительной.14
Уложение 1586 г. было утверждено Боярской думой,
руководство которой в то время осуществляли И. П. Шуй-
ский, В. И. Шуйский и его братья. Смысл закона сво-
дился к тому, что обедневшие служилые люди получили
178