Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. -Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1988

Книга посвящена истории Русского государства в период Смуты в начале XVII в. На основе обширного документального материала автор анализирует политическую борьбу и историю массовых народных выступлений в кульминационный момент гражданской войны — период восстания под руководством Ивана Болотникова, уточняет основные вехи восстания, роль различных социальных слоев, включая дворянство, значение крестьянских и казацких выступлений. В книге приведены подробные биографические сведения о самозванцах, царе Василии Шуйском и других исторических деятелях начала XVII в. Монография служит продолжением ранее изданных книг «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев». Книга рассчитана на широкого читателя.

OCR
сам патриарх обратил внимание на способного юношу и
взял его к себе на службу.
Однако духовная карьера не удовлетворяла юного
честолюбца, и в начале 1602 г. он вместе с монахами
Варлаамом и Мисаилом бежал за рубеж. После гибели
самозванца Варлаам подробно описал его «исход в
Литву». «Извет» Варлаама интересно сравнить
с рассказом самого «царевича», записанным в 1603 г.
польским магнатом Адамом Вишневецким. Самозванец
поведал своему покровителю наивную сказку о том, как
его «подменили» в постельке в спальне угличского двор-
ца и даже родная мать не заметила, что зарезан «под-
менный младенец». Рассказ претендента о молодых го-
дах жизни как две капли воды напоминает историю
Григория Отрепьева: чудом спасшийся от ножа убийц
отрок воспитывался в дворянской семье, потом надел
монашеский куколь и исходил пол-России.
Варлаам весьма точно описал путь, проделанный
им в компании с Отрепьевым. Трое бродячих монахов
перешли границу и из Киево-Печерского монастыря
отправились в Острог, Гощу и Брачин. В беседе с Виш-
невецким «царевич», описывая свой путь после перехода
литовской границы, назвал те же самые пункты и
в том же порядке. Вишневецкий ничего не знал об
«извете» Варлаама, а Варлаам не догадывался о запи-
сях Вишневецкого. Сопоставление этих двух источников
подтверждает московскую версию о происхождении
самозванца. На строго очерченном отрезке пути от
Киева до Брачина произошла метаморфоза — превра-
щение монаха Григория в царевича Дмитрия. Достовер-
ные источники устанавливают факт пребывания Гри-
гория-Дмитрия во всех указанных пунктах. К примеру,
в Остроге владелец замка подарил бродячим монахам
богослужебную книгу, напечатанную в его собственной
типографии. Надпись на книге гласила, что 14 ав-
густа 1602 г. «эту книгу дал нам Григорию с братьею
с Варлаамом и Мисаилом. . . пресветлый князь Острож-
ский». Неизвестная рука приписала под словом «Гри-
горию» пояснение — «царевичу Московскому».
В Речи Посполитой самозванца признали далеко
не сразу. Монахи Киево-Печерского монастыря выгнали
его взашей, едва он заикнулся о своем царственном
происхождении. Также поступил и православный
магнат Острожский. Неудачи могли доконать кого
10