Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
Нижегородского Печорского монастыря Митрофана* 1. На¬
званные архимандриты записаны в синодике среди лиц, по¬
гибших в июле 1570 г'.2. Крутые меры в отношении духовенства призваны были
предотвратить выступление церковной оппозиции на соборе,
созванном для суда над Пименом. Собор заседал в Москве
во второй половине июля 1570 г. Церковники были запуганы
кровавым террором и не осмелились возражать царю. Про¬
тив Пимена выступили царские «ласкатели» — опричный си¬
моновский архимандрит, кирилловский игумен, новый троиц¬
кий архимандрит Ф. Вятка и др. Все эти лица были щедро
вознаграждены после собора3. Противников Пимена охотно
поддержали те члены собора, которые не могли простить ему
интриг против Филиппа. Помимо всего прочего, Пимен был
одним из последних видных иерархов, тяготевших к нестя-
жателям, и это обстоятельство не могло не сказаться на от¬
ношении к нему осифлянского большинства собора. После недолгого судебного разбирательства собор объ¬
явил о низложении Пимена. Опального архиепископа зато¬
чили в Никольский монастырь в Веневе, где он вскоре же
умер. По авторитетному свидетельству новгородского архи¬
епископского летописца, Пимен жил после своего «владыче¬
ства», т. е. после низложения из владык, год и два месяца стыря той поры не было архимандрита по имени Роман. Зато известно,
что в 1568—1570 гг. там архимандритил Исаак Сумин, бывший казначей
епископа Филофея Рязанского. Сумин пытался спастись от царской опалы
и в 1568—1569 (7077) гг. пожертвовал коня опричному Симонову мона¬
стырю. Но его надежды на заступничество опричного духовенства не сбы¬
лись. (См. Вкладная книга Симонова монастыря. ГПБ, Отд. рукописей,
F IV, № 348, стр. 92; Солотчинский монастырь. Составил арх. Македоний.
Рязань, 1886). Исаак был архимандритом еще 29 апреля 1570 года. (См.
РИБ, т. II, стр. 976—977). 1 Вплоть до 5 апреля 1570 г. архимандритом Печорского монастыря
был Иоаким. Его преемником стал Митрофан, который архимандритил
очень недолго и был казнен опричниками. (См. П. Строев. Указ, соч.,
стр. 610). 2 См. ниже, стр. 283. 3 Царь щедро жаловал Кириллову монастырю земли и привилегии,
оказывал ему различные знаки внимания и т. д. В период «новгородского
дела» монастырь получил из казны крупную вотчину в Дмитровском уезде
«по князе» В. А. Старицком (23 января 1570 г.). (См. Н. К. Николь¬
ский. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй чет¬
верти XVII в. (1397—1625), т. 1, вып. 2. СПб., 1910, Приложение, стр. 50;
П. А. Садиков. Очерки, стр. 444—445). В тот же период царь пожа¬
ловал монахам серебряные кубок и чару (в 7078 г.), 100 пудов меду (в
7079 г.), 2000 рублей (в 7080 г.). (См. ЗОРСА, т. 1, стр. 88, 87). Троицко-Сергиев монастырь получил от казны льготу на запустевшие
и «повоеванные» земли (17 марта и 12 октября 1571 г.). Тяготевший
к нему Махрищский монастырь получил жалованную тарханную грамоту
на земли в Переяславском уезде (27 марта 1571 г.).'(См. С. М. Каш¬
танов. Указ. соч.. стр. 174, 175). . 89