Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
чинов людей утверждал, чтоб ему, государю, служили безо
всякие хитрости». Лишь после этого Иван известил митропо¬
лита об «измене» новгородского архиепископа Пимена и его
аресте. Священный собор в Москве поспешил публично осу¬
дить Пимена. В разгар новгородского погрома Кирилл и
епископы направили царю грамоту с сообщением, что «при¬
говорили они на соборе новгородцкому архиепископу Пимину
против государевы грамоты за его безчинье священная не
действовати». Пимен был выдан опричнине головой. Но выс¬
шее духовенство переусердствовало, угождая царю. В треть¬
ем послании из Новгорода царь дал знать митрополиту, что
«архиепископу Пимину служити не велено», но просил до
окончания следствия не лишать его архиепископского сана,
«А сану б с нево, — писал царь, — до подлинного сыску и до
соборного уложенья не снимати» 1. Опричное правительство знало, что ограбление новгород¬
ской церкви вызвало глубокое негодование всего духовенства,
и с особенной тщательностью подготавливало суд над Пи¬
меном. В свое время новгородский архиепископ помог вла¬
стям низложить митрополита Филиппа Колычева, чем немало
скомпрометировал себя в глазах многих членов священного
собора. Теперь власти решили использовать имя и авторитет
опального митрополита, чтобы оправдать расправу с его «го¬
нителями» Пименом и другими лицами. Соловецкий игумен
Паисий, давший ложные показания против Филиппа, был
сослан в заточение на о. Валаам. Соборные старцы Соловец¬
кого монастыря, выступавшие на суде в роли свидетелей,
были разосланы в ссылку «по иным странам»2. Самый рьяный
помощник Пимена на соборе, низложившем. Колычева, ря¬
занский архиепископ Филофей подвергся опале. Царь «из-
верже его из сану»3. В то же время были казнены некото¬
рые из близких к нему лиц. Согласно синодику, незадолго
до суда над Пименом опричники убили архимандрита Солот:
чинского монастыря, .крупнейшего монастыря Рязанского
епископства 4. Тогда же царь приказал убить архимандрита 1 ДДГ, стр. 483. . 2 Житие Филиппа, л. 91. На место Паисия в Соловки был прислан
в 1570—1571 (7079) гг. игумен Варлаам. (См. Летописец Соловецкий. Изд.
арх. Досифеем, М., 1833, стр. 31. 3 Житие Филиппа, л. 91. Точное время низложения Филофея неиз¬
вестно. „ 4 Солотчинский монастырь расположен в 15 верстах от Рязани. В си¬
нодике имя «солотчинского архимарита» не названо. Основываясь на
одном, наименее исправном списке синодика (МБ-3), С. Б. Веселовский
предположил, что казненным архимандритом был Роман Палицын. (См.
-С. Б. Веселовский. Исследования, стр. 433). Но ни в одном исправ¬
ном списке синодика имя архимандрита не расшифровано, а Роман Па¬
лицын записан совсем в другом месте. В истории Солотчинского мона- 88 * .