История

Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
душие Грозного ободрили недовольных земских дворян и вы¬
звали замешательство в среде опричников, прекрасно пони¬
мавших, что ждет их в случае смуты и бегства царя 1. В такой обстановке и возникло так называемое «дело»
о заговоре Старицких, продолжавшееся более трех лет
(1568^i5ZD_j^). Сфабрикованный в недрах опричного сыск¬
ного ведомства, этот чудовищный процесс стал основным
стержнем политической истории опричнины в период мас¬
сового террора. Характерно, что власти искали привержен- j
цев Старицкого в первую очередь среди старомосковских j
бояр и связанных с ними руководителей церкви, высших при- ;
казных чинов, дворян и др. Первые сведения о «заговоре» конюшего И. П. Федо¬
рова царь получил во время похода в Ливонию глубокой
осенью 1567 года. Донос исходил от самого Старицкого, пы¬
тавшегося спасти себе жизнь ценой предательства. Бросив
армию на границе, Грозный поспешно вернулся в Москву.
Опричники разгромили вотчины конюшего И. П. Федорова
и казнили многих его приверженцев. Однако развязка «дела»
о заговоре в земщине надолго затянулась вследствие выступ¬
ления влиятельной церковной верхушки. 22 марта 1568 г. *
митрополит Филипп Колычев во время богослужения в Ус- 1
пенском соборе решительно потребовал от царя прекраще- !.
ния кровавых репрессий2. Инцидент, происшедший во время 1
крестного хода в Новодевичьем монастыре 28 июля 1568 г.,
привел к окончательному разрыву между митрополитом и
царем3. Колычев удалился в монастырь Николы Старого, но
при этом отказался сложить с себя митрополичий сан. В сво¬
их действиях церковная оппозиция опиралась не только на
громадный в те времена моральный авторитет церкви. По
существу она выступила как выразитель настроений всей зем¬
ской оппозиции, объединявшей недовольное боярство и фрон¬
дирующих дворян. Для правильной оценки церковной оппо¬
зиции и опричных репрессий против церкви этот факт имеет
решающее значение. Между тем даже новейшие исследова¬
тели опричнины С. Б. Веселовский и А. А. Зимин игнорируют
прямую связь между «делом» конюшего И. П. Федорова и
выступлением митрополита Филиппа Колычева. Полный и окончательный разрыв с главою церкви ставил
Грозного в крайне трудное положение. Выход был найден 1 В последующее время в Вологде были выстроены специальные
суда, на которых царская семья могла выехать в случае опасности в «по¬
морские страны». (См. А. А. Засецкий. Указ., соч., стр. 60; Д. Тор¬
се й. Записки о Московии XVI в. СПб., 1909, стр. 35). 2 Новгородские летописи. Изд. Археографической комиссии, СПб.,
1879, стр. 98. 3 Житие Филиппа митрополита. — ГПБ, Отдел рукописей, Соловецкое
собр., № 1073/963, л. 77; Новгородские летописи, стр. 98. 7