Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
ной причиной подозрений Грозного против печорских стар-
цев. По словам одного псковского летописца, игумен Корни-
лий был отправлен земным царем к небесному 20 февраля
1570 г.1. Вместе с Корнилием опричники казнили несколь¬
ких других лиц. В синодике опальных псковские списки от¬
крываются следующей записью: «Изо Пскова Печерского
монастыря игумена архимарита Корниля, Бориса Хвостов,
Третьяка Свиязев, Печерского ж монастыря старца Васьян
инок Муромцев, Еленоу Неудачина теща, Дорофея Курцов
инок»2. Васьян Муромцев был ближайшим помощником'
игумена Корнилия. Инок Дорофей Курцев служил за не¬
сколько лет до казни келарем в Троице-Сергиевом монасты¬
ре-3. Елена доводилась тещей наместнику новгородского ар¬
хиепископа в Пскове Неудаче Цыплятеву и пользовалась там
большим влиянием 4. Цыплятевы происходили из одного рода
с главным новгородским дьяком А. Безсоновым. Вместе с
псковскими церковниками погиб Т. Свиязев, родня новго¬
родского подьячего Антония Свиязева, оклеветавшего кн. В. А. Старицкого. Опричная казна наложила руку на сокровища псковских
монастырей. Местные монахи были' ограблены до нитки.
У них отняли не только деньги, но также иконы и кресты,
драгоценную церковную утварь и книги. Опричники сняли
с соборов и увезли в Слободу колокола5. По словам Шлихтинга, царь пощадил население Пскова,
всю же ярость и жестокость обратил против черного духо¬
венства 6. В самом деле, антицерковная направленность оп¬
ричной политики получила здесь наиболее четкое выражение. Царь пробыл в Пскове очень недолго. Опричники, начав¬
шие было грабить город, не успели довершить своего дела 7. 1 См. Н. М. Карамзин. История государства Российского, кн. 3,
т. IX. СПб., 1831, прим. 485. 2 См. ниже, стр. 281. 3 Дорофей Курцев был в 1560 г. казначеем Троицы, а затем в 1563—
1568 гг. келарем. (См. С. Б. Веселовский. Синодик, стр. 304). Неза¬
долго до новгородского похода троицкий архимандрит был сослан в Нов¬
город. Вероятно, опала постигла и троицкого келаря: его сослали в Псков.
В синодике Курцев записан в псковском списке. В троицких книгах против
его имени сделана следующая помета: «убит в (70)78». (См. А. В. Гор¬
ек и й и арх. Леонид. Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы
лавры, ч. II. М., 1879, стр. 92). Дорофей Курцев был братом государствен¬
ного казначея Н. А. Фуникова Курцева и близким родственником казнен¬
ных ранее новгородских помещиков Фуниковых. 4 При посещении Пскова в 1548 г. новгородский архиепископ Феодо¬
сий преподнес дары «Неудачине теще Елене». (См. Известия Археологи¬
ческого общества, т. III, вып. 1, стр. 40). 5 Псковские летописи, т. I, стр. 116. 6 А. Шлихтинг. Новое известие, стр. 32. 7 Перед отъездом царь отдал опричнине на грабеж половину города.
(См. Г. Штаден. Записки, стр. 91). Согласно местной летописи, царь 59