История

Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
мали колокола, громили монастырское хозяйство К В Вишер-
ском монастыре они в поисках сокровищ разломали раку
местного святого Саввы 1 2. Опричное правительство наложило на новгородское чер¬
ное духовенство громадную денежную контрибуцию. Архи¬
мандриты должны были внести в опричную казну по 2000 зо¬
лотых, настоятели по 1000, соборные старцы по 300—500 зо¬
лотых 34 Менее состоятельное «белое» духовенство, городские
попы платили по 40 рублей с человека4. С начала января
опричники держали настоятелей и соборных старцев на пра¬
веже. Затем царь распорядился передать старцев приставам
и «бити их приставом из утра и до вечера на правежи до
искупа безщадно»5. Во время экзекуций погиб игумен круп¬
нейшего Антониева монастыря Гелвасий, а также записан¬
ные в синодик старец Нередицкого монастыря Пимен и ста¬
рица Е. Горбуша6. Монахов держали на правеже в течение
целого года. «Государев» разгром явился подлинной катастрофой для
крупнейших новгородских монастырей. Черное духовенство
было ограблено до нитки. В опричную казну перешли колос¬
сальные денежные богатства, накопленные монастырями и
Софийским домом в течение столетий. Но главное богатство
новгородской церкви, ее земли опричное правительство не
решилось тронуть, понимая, что любое посягательство на цер¬
ковное землевладение вызовет самые резкие возражения со
стороны всего духовенства. Опричники «правили» деньги на 27 монастырях, стоявших
в Новгороде и его окрестностях7. Царь Иван побывал в глав¬
нейших из них, останавливаясь в каждом на сутки. Следова¬
тельно, объезд монастырей занял несколько дней, может
быть, неделю. Участник похода опричник Штаден весьма определенно 1 Новгородские летописи, стр. 343, 346; Послание Таубе и Крузе,
стр. 50. 2 Новгородские летописи, стр. 346, 343 и др. «Церкви и монастыри, —
писали участники похода Таубе и Крузе, — были так ограблены, что не
осталось ни одной иконы ценой в полгульдена, ни колоколов, ни церков¬
ной утвари». (Послание Таубе и Крузе, стр. 50). 3 См. А. Шлихтинг. Новое известие, стр. 29—30. 4 Новгородские летописи, стр. 396. 5 Т а м же, стр. 396. Новгородские церковники, по-видимому, зара¬
нее узнали о походе опричнины и постарались надежно запрятать свои
сокровища. Несмотря на то, что было найдено большое добро, рассказы¬
вают Таубе и Крузе, игуменов и попов били по коленям, чтобы они ука¬
зали, где находятся их деньги. (Послание Таубе и Крузе, стр. 50, 49). 6 Новгородские' летописи, стр. 337. Тогда же погиб Амос, бывший
протопоп Никольского Кремлевского собора в Москве, постригшийся в од¬
ном из монастырей под именем Александра. (См. ниже, стр. 278). 7 Новгородские летописи, стр. 101. 54