История

Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
как достигли яма Черного1. Синодик подтверждает тот факт,
что опричники не тронули населения Клина и приступили
к массовым избиениям после вступления в Тверскую землю. Подойдя к Твери, опричная армия обложила город со
всех сторон. Царь и его свита расположились в окрестностях
города, в том самом Отроче монастыре, где томился в зато¬
чении опальный Филипп Колычев. По-видимому, опричное
руководство искало примирения с бывшим митрополитом.
Царь предвидел, что его санкции против новгородской церк¬
ви вызовут негодование духовенства, и старался подкрепить
их авторитетом Колычева. Он полагал, что Филипп не упу¬
стит случая отомстить своему злейшему врагу архиепископу
Пимену, который помог опричникам низложить его с митро¬
полии. Один из членов опричной думы Малюта Скуратов
посетил Филиппа в его келье и от имени царя просил благо¬
словения на расправу с новгородцами2. В награду за эту
услугу Колычеву будто бы предложили вновь занять митро¬
поличий престол. Но Колычев соглашался/«благословить»
царя и вернуться на митрополию только при условии упразд¬
нения опричнины. Курбский передает, будто Филипп угрожал
царю и опричникам проклятием, что, вообще говоря, мало
вероятно3. Беседа опального митрополита с опричниками имела тра¬
гический исход. Когда Колычев стал в сердцах обличать
неистовство «суеумных», Малюта зажал ему рот подушкой
(«подглавием») и задушил его. Игумену монастыря было
объявлено, будто узник умер от «неуставного» келейного
зноя4. Чтобы предупредить расследование, Малюта прика¬
зал немедленно предать тело Филиппа земле. Все это про¬
изошло 23 декабря 1569 г.5. 1 Г. Штаден. Записки, стр. 89. 2 А. Курбский. История, — РИБ, т. XXXI, стр. 315—317. Псков¬
ские летописи. Под ред. А. Н. Насонова. АН СССР, вып. 1, М.— Л., 1941,
стр. 125. Явившись в келью, Малюта «умилне припадая», просил Филиппа:
«Подадсдь благословление царю, владыко святый, итти в Великий Нов-
град!». («Житие Филиппа митрополита». ГПБ им. Салтыкова-Щедрина.
Отдел рукописей. Соловецк. собр., д. № 1073/963, л. 89). Курбский пере¬
дает, что Филипп пробыл в Отроче м'онастыре, как говорили, «мало не год
целый,, и аки бы посылал (царь. — Р. С.) до него и просил благословения
его, да простит его, такоже и о возвращению на престол его». (См.
А. Курбский. История. — РИБ, т. XXXI, стр. 316)\ 3 А. Курбский. История.—РИБ, т. XXXI, стр. 316. По «Житию...»,
Филипп стал читать отходную после первых же вопросов опричника.
(«Житие Филиппа», л. 89 об.). 4 Наличие официальной версии о смерти Филиппа из-за небрежности
приставов объясняет нам, почему его имя отсутствовало в делах об опаль¬
ных в царском синодике. 5 Житие Филиппа, л. 90; А. Курбский. История. — РИБ, т. XXXI,
стр. 316. 44