История

Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
Окончание синодика утрачено. Синодик почти в точности вос¬
производит порядок имен списка НП-1. В одном случае (л. 2)
страницы синодика перепутаны, но поскольку внутри каждой
страницы расположение имен не изменено, неисправность тек¬
ста легко устраняется. Синодик Чудова монастыря (ГПБ им. Салтыкова-Щедри¬
на, Отдел рукописей. F IV, № 194, лл. 204—214; в дальней¬
шем — Чюд) сохранился в списке XVII века. Перечень
опальных находится в середине синодика обычного типа, за¬
веденного в начале XVII в.1. В заголовке значится: «Лета 7091 царь и государь и ве¬
ликий князь Иван Васильевич всея Русии прислал в Чюдов
монастырь сие поминание». В синодике расшифрованы мно¬
гие фамилии опальных, сохранены безымянные поминания, но
все подробности о способах казней опущены. Терминология
приказного списка («отделано» и т. д.) не встречается. Синодик Кирилло-Белозерского* монастыря сохранился в
двух списках XVII в. (ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, Отдел
рукописей; О IV, № 24; О IV, № 15; в дальнейшем — КБ) 2.
По-видимому, списки КБ и Чюд ввиду их почти полной тож¬
дественности являются копиями единого, более раннего спи¬
ска. Уже в протографе двух названных списков листы сино¬
дика были перепутаны.. Но внутри каждого листа порядок
имен не изменен, поэтому расположить листы в необходимом
порядке не представляет труда. Синодики Московского Богоявленского монастыря сохра¬
нились в двух списках XVII в. и в списке начала XVIII в.
Первый список МБ-1 (ГИМ. Москва. Епархиальное собрание,
№ 706, лл. 204—210) включен в обычный монастырский си¬
нодик, который был заведен в 1599 г. и находился в употреб¬
лении на протяжении первых трех десятилетий XVII века.
В самом конце синодика переплетены листы со списком
опальных. Сохранилось 7 листов списка МБ-1. Начало его
и вся вторая половина утрачены. Листы перепутаны. Второй список МБ-2 (ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, Ру¬
кописное отделение. F IV, № 196, лл. 285—288 об.) находится
в составе более позднего синодика, который был заведен в
середине XVII в. и заполнялся до начала XVIII в. (лл. 43
об. — 44). Листы со списком опальных писаны другим почер¬
ком и не значатся в оглавлении. Переплетены в самом конце
сборника. Отрывок МБ-2 частью повторяет МБ-1, частью
дает утраченные в МБ-1 листы. Расхождения между МБ-1 и
МБ-2 несущественны. 1 Последний из «поминавшихся» царей — В. Шуйский. Другим почер¬
ком приписано имя М. Ф. Романова (л. 18). 2 Синодик напечатан Н. Устряловым. (См. Н. Устрялов. Сказания
князя Курбского, изд. 3-е. СПб., 1868, стр. 373—391). 255