Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
настоящего времени. Однако имеется более десятка списков
.или «выписей» из приказного списка, включенных в обыч¬
ные монастырские синодики. Приказной список в его первоначальном виде был мало
пригоден для церковной службы, поэтому монахи-перепис¬
чики при составлении копий на исходе XVI и в XVII в. ста¬
рались приспособить оригинал для целей церковного поми¬
нания, подвергали его сокращениям и т. д. От частого упот¬
ребления синодики приходили в ветхость, после чего они
вновь копировались, подвергаясь при этом новым сокраще¬
ниям и искажениям. Однако переписчики ошибались каждый
по-своему и не часто повторяли друг друга в своих ошибках.
Ввиду наличия многих списков монастырских синодиков
ошибки, допущенные при копировании, могут быть обнаруже¬
ны. Все это позволяет восстановить первоначальный приказ¬
ной список опальных царя Ивана Грозного. Обзор списков синодиков Синодик Нижегородского Печорского монастыря сохра¬
нился в двух списках. Первый из них (Гос. архив Горьков¬
ской области, ф. № 2013, опись 602-а, д. 161; в дальнейшем —
НП-1) является наиболее ранним из всех известных списков
синодика и относится к XVI в. Г НП-1 сохранился в составе
монастырского синодика обычного типа. Как значится в заго¬
ловке сборника (л. 6), синодик был заведен в 1552 г. при
архимандрите Иоакиме. В течение более трех десятилетий
синодик находился в употреблении; и монахи аккуратно по¬
полняли его новыми именами. В самом конце помяника ве¬
ликокняжеского рода (лл. 18 и 15) они записали царевича
Димитрия (утонул в 1554 г.), кн. Юрия Васильевича (умер
в 1563 г.), цариц Марию (умерла в 1569 г.) и М. Собакину
(умерла в 1571 г.). В помянике новгородских архиеписко¬
пов (на л. 19) последним записано (а затем вычеркнуто) имя
Пимена (умер в 1571 г.). На л. 23 монахи сделали запись
о «преставлении» царя Ивана 26 февраля 1584 г. и т. д. Бо¬
лее поздних записей в синодике, кажется, нет. Очевидно,
после 80-х гг. синодик за ветхостью вышел из употребления.
В те же 80-е годы в Печорский монастырь были присланы
списки опальных. Монахи выписали имена опальных в самый
конец синодика на лл. 80—96 об.1 2. В заголовке списка (л. 80)
помечено: «Сих опальных людей пом^нати по грамоте царе- 1 Синодик Нижегородского Печорского монастыря 1552 г. напечатан
со значительным числом ошибок Н. Левитским в «Сборнике Нижегород¬
ской губернской архивной комиссии». Н. Новгород, 1913, т. XV, вып. 2,
стр. 27—31. 2 Всего в сборнике 104 листа, последние 3 — чистые. 252