История

Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
Для поминания царевича царь пожертвовал монастырям гро¬
мадные денежные суммы. В те же годы царь пришел к мысли о посмертном «проще¬
нии» всех опальных людей, погибших от его руки за все вре¬
мя его царствования. При этом он пожелал реабилитировать,
опальных не перед судом людей, а перед судом божьим, ко¬
торый был, по понятиям людей того времени, высшим су¬
дом. • «Прощению» подлежали без дальнейшего разбора все го¬
сударевы «изменники», самое имя которых было предано заб¬
вению и длительное время находилось под строгим запретом. В своих писаниях Грозный не раз выражал чувство рас¬
каяния в глубоких и, казалось, искренних выражениях* 1.
Подобное самообличительное настроение владело Грозным,,
когда он в 1573 году обратился с посланием к монахам Ки-
рилло-Белозерского монастыря. «А мне, — писал царь, — псу
смердящему, кому учити и чему наказати и чем просветити?
Сам бо всегда в пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в-
скверне, во убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти,
во всяком злодействе...» 2. Около 1582—1583 гг. царь велел своим дьякам разобрать,
и оценить «опальную рухлядь», хранившуюся в казне, и ра¬
зослать ее по монастырям для поминания казненных. Таким
путем он «искупал» свой самый тяжелый грех «убивства» и
«неподобных глумлений» над опальными и в то же время
избавлялся от неправедно добытого богатства, свидетельства
«несытного грабления». Опальных поминали на те деньги и
«рухлядь», которые были отобраны у них самих из-за цар¬
ской опалы. Как показал С. Б. Веселовский, в течение нескольких лет
царь распределил по монастырям колоссальные суммы денег,
исчислявшиеся сотнями тысяч тогдашних рублей 3. Дело не
ограничилось пожертвованиями на поминание отдельных лиц.
Раз придя к мысли о «прощении» опальных, Грозный не хо¬
тел, чтобы кто-нибудь из них был забыт или обойден.
В 1582—1583 (7090—7091) годах по его приказу был состав¬
лен список опальных, насчитывавший несколько тысяч лиц,
который затем был разослан по всем монастырям. Руковод¬
ствуясь полученным приказным списком («государскими кни¬
гами», «государевой царевой грамотой»), монастырские вла¬
сти внесли имена опальных в поминальные книги, или сино¬
дики. Ни одного подлинника «государских книг» 80-х гг. не
сохранилось, или, во всяком случае, они не разысканы до * Ф 1 Послания Ивана Грозного, стр. 524, 525. 2 Там же, стр. 162—163. 3 С. Б. Веселовский. Исследования, стр. 340—342. 3L 4 251