Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
Приказной аппарат, дворянский в высших и средних зве¬
ньях, был надежным инструментом монархии. После оприч¬
нины социальный и политический вес приказной служилой
бюрократии несомненно возрос. Высшие ее представители,
■занявшие место в Боярской думе, наряду с думным дворян¬
ством стали играть роль своеобразного противовеса по от¬
ношению к боярской знати внутри думы. С появлением двух
новых курий (думных дворян и думных дьяков) Боярская
дума, бывшая до того органом боярской олигархии, чисто
-аристократическим по своему составу, постепенно начинает
приобретать некоторые черты сословно-представительного ор¬
гана. Развитию сословно-представительного начала в значи¬
тельной мере способствовало возникновение новой политиче¬
ской формы, Земского собора в XVI в. Как показали новей¬
шие исследования, органы сословного представительства в
России по своей социальной природе ничем не отличались от
•сословно-представительных учреждений западноевропейских
феодальных монархий, хотя в России они и не получили та¬
кого развития, как на Западе *. -Земские соборы закономерно
возникли в процессе государственной централизации и на оп¬
ределенном этапё способствовали упрочению феодальной мо¬
нархии. Автор специального исследования; о Земских соборах
С. О. Шмидт установил факт функционирования целого ряда
совещаний соборного типа в 50—60-х гг. XVI в. 1 2. Далеко не
все из них можно рассматривать как Земские соборы в соб¬
ственном смысле, тем не менее деятельность большинства из
них, по-видимому, содействовала становлению сословно-пред¬
ставительных учреждений в середине XVI века 3. В большинстве случаев соборные совещания 50—60-х гг.
представляли сравнительно немногочисленную верхушку гос¬
подствующего класса в лице членов Боярской думы и руко¬
водства церкви4. Только с середины 60-х гг. представитель¬
ные функции собора получают впервые более полное выра¬
жение. Участие в соборе представцтелей^более широкого слоя
.дворянства и верхов посадского населения превращает со- 1 М. Н. Т их омиро в. Сословно-представительные учреждения
•(Земские соборы) в России XVI века. — «Вопросы истории», 1958, № 5. 2 См. С. О. Шмид т. Исследования по социально-политической
истории России XVI века. Автореферат. М., 1964; его же. Соборы сере¬
дины XVI века. — «История СССР». 1960, № 4; его же. К истории со¬
боров XVI века. — «Исторические записки», юн. 76 М., 1964. 3 Л. В. Черепнин. Земские соборы и утверждение абсолютизма
в России. — Сб. «Абсолютизм в России». М., 1964, стр. 96—97. 4 В таком составе были созваны «соборы», судившие руководителей
Избранной рады в 1560 г., митрополита Ф. Колычева в 1568 г. и архи¬
епископа Пимена в 1570 г. 246