Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
мы мор продолжался до осени 1571 г.1. В Костроме за один
только сентябрь умерло 73 посадских человека2. Власти пытались бороться с эпидемией посредством дра¬
коновских мер. По всем дорогам были устроены воинские
заставы. Всех, кто пытался выехать из мест, пораженных
чумой, хватали и сжигали на больших кострах, вместе со
всем имуществом, лошадьми и повозками. В городах стра¬
жа наглухо -заколачивала чумные дворы с мертвецами и
вполне здоровыми людьми3.. Но все эти меры оказались ма¬
лоэффективными. Неурожай 1569 г., голод и эпидемии 1570—1571 гг. при¬
несли гибель и разорение тысячам и десяткам тысяч людей4.
Бедствие довершили опустошительные вторжения татар, раз¬
грабивших богатейшую Рязанскую землю в 1570 г. и разо¬
ривших Москву и южные уезды в 1571 г. Результатом этих
бедствий было невиданное разорение страны5. Сохранившие¬
ся поземельные описания начала 70-х годов зафиксировали
подробные сведения о массовом разорении, бегстве и гибели
крестьян в тот период. В 1571 г. писцы составили систематическое описание де¬
ревень и сел Шелонской пятины (книга сохранилась в от¬
рывке). Согласно описанию, процент пустых крестьян¬
ских обеж на поместных землях Шелонской пятины возрос 1 Новгородские летописи, стр. 111; Разряды, лл. 370 об. — 371. 2 Разряды, лл. 370—371, Согласно летописи Иосифо-Волоколамского
монастыря, в 7078 г. «мор был добре велик: в Осифове монастыре преста-
вилося 74 братье, а миряня, слуги и дети и мастеры все вымерли и села
все пусты, отчисти ся что остало». (См. А. А. Зимин. Краткие лето¬
писцы XV—XVI вв., стр. 22) Власти Троицкого монастыря жаловались
в марте 1-571 г., что в их вотчине «крестьяня от глада и от поветрея
вымерли» и крестьян «ни тридцатаго жеребья» не осталось. («Сборник
князя Хилкова». СПб., 1879, № 59). Из Суздаля власти Покровского мо¬
настыря писали царю, что «нынешнего де году было поветрее, людей
монастырские и крестьяня вымерли во всех деревнях». (Из грамоты 20 ап¬
реля 1572 г. — См. С. М. Каштанов. К изучению опричнины Ивана
Грозного. —«История СССР», 1963, № 2, стр, 115). 3 См. Г. Штаден. Записки, стр. 92. Новгородская летопись при опи¬
сании чумы в Новгороде замечает: «много людей помроша, а которые
люди побегоша из града и тех беглецов имаша и жгоша». (Новгородская
летопись, стр. 336). 4 Перебежчик Кудеяр Тишенков показал в Крыму в 1571 г., что «на
Москве и во всех московских городех по два года была меженина вели¬
кая и мор великой». (ЦГАДА, Крымские дела, № 14, л. 25 об.). Пискарев-
ский летописец отметил, что в 7078 (1570) г. «и на другой год [7079
(1571) г. — Р. С.] на Москве был мор и по всем градом руским; а в
осьмом мор и глад». (Пискаревский летописец, стр. 80). 5 См. Б. Д. Греков. Крестьяне на Руси, т. II, стр. 233—256;
А. Г. М а н ь к о в. О положении крестьян в феодальной вотчине России
второй половины XVI века. — «История СССР», 1959, № 4, стр. 143;
С. М. Каштанов. К изучению опричнины Ивана Грозного, стр. 114;
А. А. Зимин. Опричнина, стр. 389—408. 144