Опричный террор

Скрынников Р.Г. Опричный террор. -Издательство Ленинградского Университета, 1969

Настоящая книга завершает исследование автора по истории опричнины. В данной книге основное внимание уделено раскрытию механизма массового террора 1569-1572 гг., установлению причин отмены опричнины, выяснению вопроса о социальных и экономических последствиях опричнины в ее историческом значении. Образование опричнины ознаменовало собой своего рода верхушечный политический переворот, имевший целью утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристоркратического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством.

OCR
даря К Незадолго до возвращения в Москву он решил раз¬
влечься в земщине. Явившись на Софийскую сторону с ком¬
панией потешных, опричник велел пустить в земскую дьячью
избу медведей. Перепуганные насмерть «подьячие из избы
из сытницы сверху метались вон из окон». Главный земский
дьяк Бартенев, как видно, пытался урезонить опричника, но
тот избил его в кровь и запер в комнате с медведем. Зверь
помял земца и изорвал на нем платье. В одном кафтане
дьяка отнесли на его подворье. Зёмские власти поспеш¬
но покинули приказы, «из диячей избы... вон вышли и
дьячью заперли». Опричники же продолжали озоровать на
Софийской стороне: избивали людей, травили и драли их
медведями. «А в те поры, — замечает летописец, — много в
людех учйнилось изрону»1 2. Власти земского Новгорода непосредственно испытали на
себе действие опричнины, но то, что было эксцессом по отно-,
шению к представителям привилегированных сословий, явля¬
лось правилом в отношении к простому народу. Утверждение
опричных порядков в Новгороде ознаменовалось всевозмож¬
ными злоупотреблениями и насилиями, лихоимством и воло¬
китой в судах и т. д. По свидетельству осведомленного
псковского летописца, когда царь забрал Новгород в оприч¬
нину и посадил там своих наместников, «бысть живущим
продажа велика и поклепы и подметы и от сего мнози людие
поидоша в нищем образе, скитаяся по чюжим странам»3. Деятельность опричной администрации в Новгороде была
весьма разнообразной и охватывала различные сферы жизни. Вследствие острых социальных противоречий новгород¬
ские власти никогда не пользовались авторитетом среди 1 По мнению А. А. Зимина, Суббота, Осорьин был опричником, «зато
сомнительны связи с опричниной новгородца Осетра Субботы». (А. А. 3 и-
мин. Опричнина, стр. 350, 351). На самом деле это одно и то же лицо,
фамилия которого неверно записана местным новгородским летописцем.
Царь прислал в Новгород Субботу Осорьина (он же Суббота Осетр) с
весьма необычным поручением. Опричник должен был привести в Москву
к царской свадьбе лучших новгородских скоморохов и ученых медведей
для медвежьих потех. По этому случаю власти произвели в Новгороде
специальную перепись. По* всем городам и волостям были переписаны и
взяты на государево имя «веселые люди» и медведи. (См. Новгородские
летописи, стр. 107). Царский приказ был выполнен неукоснительно. За
полтора месяца до свадьбы царя с Марфой Собакиной «Осетр» выехал
в Москву с целой ватагой веселых новгородских скоморохов. Следом ехали
подводы с медведями. По возвращений в Слободу Осорьин гулял на цар¬
ской свадьбе, притом на пиру он заведовал всей столовой рухлядью и, ве¬
роятно, застольными потехами. (См. Разряды, л. 372). Будь Осетр новго¬
родцем, да еще и земцем, его бы ждала верная казнь за нападение на
Приказную избу. Осорьин, как и другие опричники, пользовался полной
безнаказанностью. 2 Новгородские летописи, стр. 107. 3 Псковские летописи, вып. 1, стр. 115. 114