Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
нется в моем переводе читатель. Отсюда проистекают два ограничения, сужающие, но одновременно и конкретизирующие в максимально
возможной степени тему предстоящего разговора.
— Во-первых, из всей истории формирования жанра упанишад нас
будет в основном интересовать лишь самый начальный этап его становления, т.е. тот, когда слово upanisad стало впервые употребляться
внутри самого корпуса брахманического текста.
— Во-вторых, мы, как и прежде, сосредоточимся главным образом
на материале только одной школьной традиции, а именно традиции
Белой Яджурведы, которая, однако, предоставит нам просто уникальную возможность проследить, и притом совершенно предметно, каким
образом и по поводу чего происходило формирование и обособление
первых текстов упанишадского толка.
Здесь наше внимание с самого начала привлекает один хорошо
известный специалистам и уже упомянутый ранее факт: две последние брахманы десятой книги «Шатапатхи» Мадхъяндина-рецензии
(ШБр Х.6.4 и Х.6.5) в Канвия-рецепзии образуют две начальные брахманы «Брихадараньяка-упанишады» (КБрУп 1.1 и 1.2). Очевидно, что
одно только это обстоятельство заставляет сразу же усомниться в наличии непроходимой границы, которая отделяла описания и толкования ритуалистом яджны от будто бы свободного полета спекулятивной мысли составителей упанишад по поводу Атмана, Брахмы и т.п.
Сомнения увеличатся еще больше, если учесть, что слово upanisad
начинает изредка употребляться самой «Шатапатха-брахманой», начиная с той же десятой книги, целиком посвященной экзегезе обряда
агничаяны.
Оба эти факта, не отвечавшие весьма распространенным представлениям о решительном противостоянии упанишад текстам брахман,
требовали, разумеется, своего объяснения — и оно в наиболее развернутом виде было предложено еще полстолетия назад Л. Рену в двух
статьях, в которых он изложил собственное понимание данной проблемы. В первой из них 126 он рассматривает всю десятую эзотерическую книгу «Шатапатха-брахманы», получившую в традиции название rahasya (тайная), как своего рода аранъяку, завершающую цикл
ритуалистических книг (с шестой по десятую), связанных с именем
Шандильи — основного поздневедийского авторитета в обряде агничаяны. Внутри этой аранъяки, как это часто случалось и в других ведических школах, ближе к ее концу, намечаются некоторые типично
упанишадские темы, а появление характерной рубрики в Х.4.5.1.
126

Les relations du S a t a p a t h a b r a h m a n a avec la B r h a d a r a n y a k o p a m s a d

et la

p e r s o n n a h t e de Yajnavalkya — - R e n o u L Choix d ' E t u d e s Indiennes T U P , 1997, с

885-

Renou L

80