Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
том всех возможных различий в его исполнении представителями различных жреческих школ. Разумеется, сомневаться в чрезвычайной
полезности и важности такого рода исследований, многие из которых
по праву стали в индологии просто классическими, было бы с моей
стороны полным безумием. Но в то же время нельзя не отметить, что
спонтанное «выглядывание» в это маняще раскрытое «окно» сразу же
оборачивается, как это ни парадоксально, резким сужением исследовательской перспективы со всеми вытекающими отсюда крайне негативными последствиями — причем касается это как общей оценки
типологической сути древнеиндийской культуры, так одновременно
и методологических предпосылок для ее предметного анализа.
Дело в том, что в непроизвольно формирующейся «за-оконной»
перспективе изначально стирается всякое различие между нормативным текстом и объективированным в нем обрядом, а присущий творцам этих текстов способ мышления, совпадая соответственно с тем,
который (как полагают исследователи) стоял за прежней обрядовой
практикой, равным образом предстает перед ними как «магический»,
«архаический», «не-современный» и т.п. А между тем уже само описание обряда и тем более толкование его смысла вовсе не являлись
тривиальными с типологической точки зрения операциями. Напротив,
в ходе развертывания этой обрядово-нормативной текстовой деятельности радикально трансформировалась вся познавательная ситуация
в культуре. Ее «прозрение» относительно себя и закрепление своего
«прозрения» в тексте открывали, в частности, перед ней принципиальную возможность переориентировать свое внимание с описываемой
4
деятельности на высказывания о ней . И, надо сказать, реализация
этой возможности, закономерно приводящая в любой культуре «теоретического» типа к появлению «знания о знании», не заставила себя
долго ждать. Она в полной мере заявила о себе уже внутри самой
брахманической школьной обрядовой традиции — в так называемых
яджнапарибхашах, своеобразных метатекстах, содержавших как самые общие принципы построения нормативного описания обряда, так
и вербальные определения ряда наиболее важных из употребляемых
в тексте «технических» обрядовых терминов.
Одно только формирование подобной иерархической системы знаний, характерной именно для «теоретической» культуры, говорит с полной определенностью о том, что общая отсылка к «магическому мышлению» отсылает нас явно «не туда», а разговор о принципиальной
4

Вопросы, связанные с решающей ролью брахманической прозы в становлении
нового, «теоретического» типа культуры в древней Индии, подробно рассмотрены
мной в кн.: Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический
аспект, с. 182-299.
8