Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
значив лакуны, образовавшиеся в результате своеобразного и избирательного ее подхода к предметно-действенной стороне яджны, сформировала все необходимые предпосылки для того, чтобы эта «рукотворная» составляющая обряда {кагтап) смогла впервые превратиться
в объект последовательного и систематического нормативного описания, что, собственно говоря, мы и имеем в «Катьяяна-шраутасутре»
в самом чистом виде, незамутненном каким-либо цитированием мантр
самхиты
В заключение остается только добавить, что наши наблюдения могут быть не бесполезны для прояснения внутренней логики (подчеркиваю, логики — не истории!) развития не только школьной традиции
Белой Яджурведы, но и всей брахманической прозы в целом Надежда
эта подкрепляется двумя обстоятельствами, во-первых, именно яджурведическая традиция была среди прочих наиболее, по наблюдению
Л. Рену, продуктивной в жанровом отношении73, и во-вторых, что признается уже всеми исследователями, именно традиция Белой Яджурведы дала наиболее совершенные и законченные в том же самом отношении образцы школьных текстов, явив собой закономерный итог
почти пятивековой работы ритуалистической мысли.

О ПОНЯТИИ ATMAN («САМ»»)

В отличие от текстов брахман, которые при проецировании в европейскую систему ожиданий никогда не находили в ней скольконибудь положительного отклика и в силу этого неизменно привлекали
внимание лишь очень ограниченного круга специалистов-ведологов
с их предельно ограниченными, «специальными», так сказать, интересами, упанишады, напротив, уже давно вызывают и продолжают вызывать до сих пор неизбывный и непреходящий интерес у самой широкой публики. Предоставляя европейскому читателю прямо-таки завораживающие возможности для вчитывания в них своих собственных
мыслей, понятий, образов и т.п. — подчас в совершенно новом и неожиданном их сцеплении, — они нередко позволяли ему увидеть в себе и своей культуре нечто такое, о чем он и не подозревал до этого
К соответствующим мантрам «Катьяяна-шраутасутра» только отсылает, приводя
лишь первые их слова, но именно поэтому она как не имеющая непосредственного
отношения к полноценному Слову и выводилась традицией за пределы корпуса собственно ведийских тестов
О решающей роли яджурведической традиции в становлении классических образцов брахманической прозы и литературы шраутасутр см RenouL Les ecoles
vediques et la formation du Veda P , 1947 (Cahiers de la Societe Asiatique № 9), с 8-9,
209-210

47