Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
ворится, что благодаря этой произносимой дважды в день сатье он
остается сделанным из сатьи, хотя бы и говорил в промежутке анриту.
Подобное решение проблемы, несмотря на кажущуюся нам эксцентричность, целиком соответствует привычной для ритуалиста логике
рассуждений. Если, положим, уделяемая богам часть жертвенной лепешки (avadana) снизу и сверху поливается адхварью маслом, то и она
сделается маслом ; если хотар, произнося во время полнолунного обряда «разжигающие» ричи, начинает со звука «хин», а завершает их
гудящим «ом», что является приметой самана, то и вся яджна жертвователя соединяется с саманом51; и, разумеется, если по обеим сторонам от мирской речи оказывается сатья-мантра, то превосходством
сатьи наделяется и сама мирская речь52.
По своему решает все ту же дилемму «Айтарея-брахмана». Вот человек проходит посвящение (diksa), дающее право жертвовать сому.
Но длиться-то оно может и целый год. Среди других встававших при
этом житейских вопросов53, естественно, возникал вопрос и о повседневной речи — а как же с ней ему быть? И надо сказать, ответ, предложенный «Айтареей», на изумление прост и удивительно изящен
в этой своей простоте:
«Поистине, посвящение (diksa) — это рита (rta); посвящение —
сатья. Поэтому только сатья должна говориться тем, кто проходит
посвящение. Но тогда действительно могут сказать: „Кто ж это из
людей в состоянии говорить одну только сатью?! Ведь это боги
50
Ср ШБр 17 2 10 «Сделав (в джуху-ложке) подстилку из масла и дважды уделив
(из лепешки) жертвенной еды, (адхварью, положив в джуху оба преломка), еще сверху
поливает (их) маслом На самом деле (есть только) два приношения (в огонь) одно —
приношение сомы, другое — приношение масла Что до приношения сомы, то состоит
оно единственно из него самого А вот хавир-яджна, как и жертвенное животное, это то
же, что и приношение масла Эту (лепешку) он и делает теперь маслом — поэтому
и масло (у нее) с обеих сторон»
51
Ср ШБр 14 11 «Подлинно говорят „Нет яджны без самана'" И ведь саман не
поют, не произнеся (сначала) „хин" Когда (хотар) юворит (вначале) „хин", тогда исполняется то, что в природе „хина", (состоящей в предварении самана) И именно
с каждым гудением звука „ом" он достигает того, что в природе самана А вместе
с этим и вся яджна его соединяется с саманом»
Появление этой сложной объяснительной конструкции спровоцировано в данном
случае тем, что во время полнолунного обряда, о котором идет речь, саман как раз и не
исполняется
52
Ср БрУп V 6 2 (= КБрУп V 5 1), где в обоснование медитации на слово satyam,
в частности, говорится «Оно имеет три слога sa-tT-yam Первый и последний слоги —
сатья, средний — анрита Поэтому эта анрита, охваченная с обеих сторон сатьей, принимает именно природу сатьи»
53
Об этом см KanePV History of Dharmacastra Vol II, pt II Poona, 1941, с 1139—
1140

34