Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
двусмысленностью обрядовой ситуации, когда, с одной стороны, Ида именуется maitravarum («принадлежащая Митре и Варуне», «происходящая от
Митры и Варуны», ср I 8 1 27), а с другой — само ида-приношение не предполагает для них доли В «Тайттирия-самхите» Митре и Варуне приписывается более определенная роль в судьбе Иды (ТС II 6 7 1)
18 1 Ю
Желая потомства предавачся он этой (иде) счавосчовя до изнурения —
См примеч к I 2 5 7 У Эггелинга «With her he went on worshipping and performing austerities, wishing for offspring»
Народил с этой {Идой) нынешний народ — Ср мантру, с которой
муж заговаривал жену во время обряда медхаджанана idasi maitravarum
(ПарГрП6 19)
181 11
предается ида{-приношению) {idaya carati) — Выражение, как отметил Эггелинг, двусмысленно и может одновременно значить «совокупляется
с Идой», ср примеч к I 8 1 10
18 1 12
Поистине уделяется эта (ида) в пять приемов {sa vai pancavattd bhavati) — To есть противно обычному для «Шатапатхи» правилу (ср 16 1 21
и примеч ,17 2 7-8, 10) Процедура состояла в следующем адхварью (1) делал подстилку из масла в лотке для ида-приношения, (2) отделял от лепешки
для Агни два преломка, (3) отделял от лепешки для Агни-Сомы (resp ИндраАгни) два преломка и, положив их все в лоток, (4-5) дважды поливал их сверху маслом (см Хиллебрандт, с 122) У Эггелинга «It (the i18 1 14
{Маслом с иды) он мажет у хотара {большой палец правой руки) здесь
и тогда хотар мажет себе {этим пальцем) губы — Ср КШС III 4 6, см
также Хиллебрандт, с 123-124
181 17
Потом в руку хотара совместно {из всех видов жертвенной еды) он
{в пять приемов) уделяет {промежуточную иду) — Ср КШС III 4 7
18 119
4
Для соотнесения ратхантара-самана с земным миром, а брихат-самана
с небесным см I 7 2 17 и примеч , упоминаемый в промежутке между ними
вамадевья-саман соотносится, естественно, с промежуточным миром
18121
с помощью обряда приношения сомы исполняемого семью хотарами —
То есть хотаром, главным жрецом жертвоприношения, вместе с шестью другими основными действующими лицами обряда— адхварью, удгатаром,
брахманом, агнидхрой, прастотаром и пратихотаром (см Кане, с 1070, примеч 2393)
323