Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1436
Ведь умного большей частью и в самом деле этот {наш) ум возит на себе
туда и сюда (тапо hidam manasvinam bhuyistham vamvahyate) — У Эггелинга «for it is the mind which chiefly conveys the wise man (to the gods)»
1438
Такому (ричу, срединному по своей сути) — ему действительно место посередине (разжигаемых) дыханий Ведь и в самом дече, одни дыхания обращены вверх от этого (разжигаемого им срединного дыхания), другие— вниз
от него Он действительно оказывается стоящим посередине (дыханий) (sa
haisantastha prananam, ato hy anya urddhvah pranah, ato 'nye 'vancah antastha
ha bhavati) — Основанием для соотнесения комментируемого рича со срединным дыханием является то, что при исполнении хотаром одиннадцати
разжигающих ричей, когда первый и последний произносятся по три раза
(всего получается пятнадцать, ср I 3 5 5-7), восьмой в перечне оказывается
действительно срединным В переводе Эггелинга, где antastha последовательно интерпретируется им как «the internal motive force», эта связь срединного
дыхания со срединным же ричем теряется
Стоящим посередине (божеством дыханий) почитают этого (хотара)
есчи он знает так про то, что место такому (разжигающему ричу) посередине (разжигаемых) дыханий (antastham епащ many ante, у a evam
etam antastham prananam veda) — To есть в конечном счете знает, почему этим ричем разжигается именно это срединное дыхание Конъектура
«божеством» оправдывается в данном случае тем, что при толковании восьмого рича в I 4 1 34-36 он прямо (и именно как восьмой) соотносится с божеством размера гаятри, которое тоже «стояло между» (antara tasthau) соперничавшими богами и асурами У Эггелинга «And whosoever knows that
internal motive force of the breathings, him they regard as the internal motive
force»
1441
Первыми он совершает в него вот какие два приношения — Уму и Речи — То есть два приношения масла (aghatau) в ахавания-огонь
1443
Ковшиком масла адхварью совершает первое возлияние во время паузы,
которую делает хотар после произнесения разжигающих ричей (см примеч
к I 4 2 2)
1444
Джуху-ложкой адхварью совершает второе возлияние, после того как хотар закончил свои призывы к Агни
144 14
чистит (ахавания-огонь, обметая его веревкой с вязанки дров) — Для
конъектуры см 15 13
Чистит, (обметая) три раза по три — То есть по три раза каждый из
трех окладышей

304