Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
После этого хотар не должен говорить стороннего, пока не скажет: „Вашат!" С помощью восклицания „вашат" он изливает эту
(яджну), ставшую семенем, в огонь-утробу. Поистине, огонь — это
утроба для яджны. Из него она и рождается.
Вот с этими словами (жрецы передают друг другу жертвоприношение) при хавир-яджне. А во время приношения сомы вот как:
После того как адхварью набрал чашу сомы, он не должен говорить стороннего до обряда, предваряющего исполнения (удгатарами, сидящими поодаль, хвалебной песни на очищение сомы). (Говоря им): „Вернитесь!" — (и тем самым призвав их к себе для исполнения остальных хвалебных песен), адхварью передает яджну
в руки удгатарам.
После этого удгатары не должны говорить стороннего до последнего (самана хвалебной песни). (Сказав хотару)39: „Это последний!" — удгатары передают яджну в руки хотару.
После этого хотар не должен говорить стороннего, пока не скажет: „Вашат!" С помощью восклицания „вашат" он изливает эту
(яджну), ставшую семенем, в огонь-утробу. Поистине, огонь — это
утроба для яджны. Из него она и рождается.
Если тот, к кому яджна возвращается, все же скажет стороннего,
он впустую прольет (семя-яджну) жертвователя, как пролил бы наполненный горшок. Когда же жрецы занимаются яджной, согласно
ведая (sam-vid) (ею), там все ладится и не кончается выкидышем.
Поэтому так только и следует вынашивать яджну.
Поистине, вот этих речений, (которыми жрецы обмениваются
при хавир-яджне, числом) пять: (адхварьево) — „Вели, чтоб было
услышано!" (о cravaya); (ответное агнидхры) — „Да услышано будет!" (astu grausat); (адхварьево) — „Жертвуй!" (yaja); (ответное
хотара) — „Мы, кто жертвует" (ye yajamahe) и „Вашат!" (vausat).
Пятерична яджна, пятерично жертвенное животное, пять времен
у года. Вот в чем для яджны единая мера, в чем совпадение (по числу).
В этих (речениях) семнадцать слогов. И ведь Праджапати из
семнадцати частей. Яджна — Праджапати. Вот в чем для яджны
единая мера, в чем совпадение (по числу)...
40
Если этот (жертвователь) желает дождя — жертвует ли он во
время ново- и полнолунного приношения или (подобным ему) ишти-приношением, — пусть скажет: „Поистине, я желаю дождя!"
Для конъектуры «сказав хотару» ср. КШС Ш.3.18; у Эггелинга вопреки общей
логике рассуждений ритуал иста и прямому указанию составителя «Катьяяны»: thus
thinking.
О мотивированности здесь перехода к теме дождя см. примеч. к 1.5.2.18.

29