Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1.1.1.1
Собираясь принять обет (vratam upaisyan)... — Ограничения, которые
подразумевало принятие жертвователем обета, касались прежде всего его
речи (ср. 1.1.1.5) и еды (ср. 1.1.1.7). Начало соблюдения обета служило призывным жестом в сторону богов, давая им знать, что пришло время жертвенному угощению.
...прикасается к воде {ара upasprgati). — Так же у Эггелинга. Ввиду последующего объяснения причины, по которой жертвователю следует сейчас
совершать очищение, под ара upasprgati допустимо, однако, понимать также
и действие, связанное с очищением водою рта (см.: Минар, № 427а).
1.1.1.4
Поистине, двойственно здешнее — только сатъя и анрита, третьего нет
(dvayam va idam па trtiyam asti satyam caivanrtam ca). — Ср. сходное выражение в связи с влажным и сухим в 1.6.3.23: dvayam va idam na trtiyam asty
ardram caiva guskam ca. Судя по всему, фразы подобного типа, неоднократно
повторяющиеся в тексте «Шатапатха-брахманы», надо понимать не в том
смысле, что двойственность здешнего сводится к какой-либо одной конкретной паре противоположностей, а так, что в каждой из них дает о себе знать
изначально присущая всему здешнему миру фундаментальная двойственность, обусловленная соединением в нем сущего (sat) и не-сущего (a-sat) начала; ср. Х.6.3.1 и примеч. О значении «сатьи» и «анриты» в данном обрядовом контексте см. Вступительную статью. У Эггелинга: «Twofold, verily, is
this, there is no third, viz. truth and utruth».
1.1.1.7
Теперь об отказе от еды (athato 'gananaganasyaiva). — Букв. «Теперь о неедении еды». У Эггелинга: «Now then of eating (or) fasting».
...в ожидании проводят они время (upavasanti) в его доме. Это День
ожидания (upavasathah). — Fig. etym. День ожидания — первый из двух
дней, отводившихся для совершения полнолунных и новолунных обрядов. На
этот день падали все предварительные действия, необходимые для последующего жертвоприношения (в частности, обустройство жертвенных огней,
принятие жертвователем обета воздержания, заготовка требуемых материалов
и т.п.). В случае полнолунного обряда допускалось его совершение и в один
277