Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
устанавливает ее там, в чем для нее опора. Поэтому и совершает самишта-яджус (приношение).
1.9.2.28
Он совершает приношение (— с яджусом):
— «О боги, находящие путь!
Ведь боги и в самом деле путь находящие.
— Найдя путь,
«Найдя яджну» — именно это он и хочет теперь сказать.
— отправляйтесь в путь!
Тут с помощью этих (слов) он и распускает (их) как положено.
— О Хозяин ума! Эту яджну богов, (восклицание) „сваха", вложи в ветер!»
Поистине, яджна — это то, что очищает здесь (т.е. ветер). Тут, собрав вместе такую яджну (в одно восклицание «сваха»), он твердо
устанавливает (ее) в этой яджне(-ветре). Яджну он складывает с яджной. Поэтому и говорит: «(Восклицание) „сваха" вложи в ветер!»
1.9.2.29
Потом он приносит в жертву бархис.
Поистине, бархис — это здешний мир, бархис — травы. Именно
в здешнем мире он теперь сажает травы, и эти здешние травы находят
в здешнем мире опору. Поэтому он и приносит в жертву бархис.
1.9.2.30
Поистине, приношение это он совершает как избыточное. Ведь и в
самом деле конец яджны -— это самишта-яджус (приношение), а что
после самишта-яджуса, то избыточно. Когда же он совершает самишта-яджус приношение, а потом этим (распускаемым богам) приносит
в жертву (бархис), из-за этого здешние травы рождаются в избытке —
немерено.
1.9.2.31
Он приносит (его) в жертву (— с яджусом): «Пусть бархис
с жертвенной едой соединится, с маслом! Пусть Индра с Адитьями, Васу, с Марутами соединится, со Всеми-Богами! Пусть, что
(пожертвовано с возгласом) «сваха», отправится на божественное небо!»
1.9.2.32
Потом, зайдя с южной стороны (алтаря), он выливает (на него)
«предводительствующую» (воду).
Поистине, когда он совершает яджну, он тем самым запрягает ее.
Если он не выльет, уходящая яджна, не будучи именно распряженной,
может ведь навредить жертвователю. А так яджна не наносит жертво260