Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.9.2.12
Когда жертвует женам богов, то делает заслон с восточной стороны (ахавании).
Поистине, до тех пор, пока не совершит он самишта-яджус (приношение), боги сидят (в нетерпении): «Еще вот это пусть пожертвует
нам!» Именно от них он и делает теперь заслон. Поэтому и здешние,
человеческие, жены стремятся есть так же — скрытно как бы от мужчины. «Ну, прямо как те, — говаривал Яджнавалкья, — (божественные жены), которые (едят) подобным же образом».
1.9.2.13
Потом он жертвует Агни-Домохозяину.
Поистине, Агни — это здешний мир. Именно на (житье в) здешнем
мире он и дает народиться теперь здешнему потомству, и такое здешнее потомство нарождается на (житье в) здешнем мире. Поэтому он
и жертвует Агни-Домохозяину.
1.9.2.14
Завершается это ида(-приношением).
Ведь нет и в самом деле ни окладышей сейчас, ни прастары. Поистине, когда там с помощью прастары он желает жертвователю самоходного
хода, то и супруге его — жена ведь подлинно за-мужем — он желает самоходного хода. Он же доведет (ее) до испарины, если изготовит подобие
прастары. Поэтому пусть завершает это именно ида(-приношением).
Изготавливается, однако, и подобие прастары.
1.9.2.15
Если он изготавливает подобие прастары, в таком случае и супруге
(жертвователя) он желает самоходного хода точно так же, как там
с помощью прастары желает самоходного хода жертвователю.
1.9.2.16
Если он изготавливает подобие прастары, пусть вырвет из
(метелки-)веды один стебель и маслит верхнюю (его) часть в джуху(-ложке), среднюю — в срува(-ковшике), нижнюю — в стхали(-горшке).
1.9.2.17
Потом агнидхра говорит (адхварью): «Бросай!» Молча бросив
(в огонь), (адхварью) касается себя (— с яджусом): «Ты, о Агни, —
хранитель глаза! Храни мой глаз!»
А с помощью этого (яджуса) он не ввергает (в огонь) себя.
1.9.2.18
Потом (агнидхра) обращается (к адхварью): «Говори в лад!»
257