Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.8.3.10
Призвав (этим призывом агнидхру и получив от него в ответ:
«Дауслышано будет!») — он говорит (хотару):
— «Подвигнуты божественные хотары
Поистине, божественные хотары — это и есть вот эти (три) окладыша. Ведь они же и в самом деле Агни. Когда он говорит: «Подвигнуты (isita) божественные хотары», — он тем самым говорит: «Прониклись желанием (ista) божественные хотары».
— на благословение!
Поистине, боги сами склонны к этому — и чтобы говорить доброе,
и чтобы делать доброе. Поэтому он и говорит: «На благословение!»
—Дальше человеческий подвигнут — наречение благих речей».
Тут он понуждает здешнего, человеческого, хотара к речению прекрасно реченного.
1.8.3.11
Потом берет (пучок-)прастару.
Поистине, прастара — это жертвователь. Вот куда ушла его яджна,
именно туда он и желает теперь жертвователю самоходного хода. Поистине, ушла его яджна в мир богов — именно в мир богов он и направляет теперь жертвователя.
1.8.3.12
Если тот желает дождя, пусть берет его вот с этим (яджусом):
— «О Небо и Земля, признайте друг в друге своего!
Поистине, когда Небо и Земля признают друг в друге своего, тогда
идет дождь. Поэтому он и говорит: «О Небо и Земля, признайте друг
в друге своего!»
—Да помогут тебе дождем Митра и Варуна!»
«Да поможет дождем тебе тот, кто повелевает дождем!» — именно
это он и хочет теперь сказать. Поистине, это тот повелевает здесь дождем, кто дует здесь. Дует он здесь, будучи как бы одним, но, войдя
внутрь человека, начинает двигаться туда и обратно. Это наши выдох
и вдох. Поистине, Митра и Варуна — это выдох и вдох. «Именно тот
да поможет тебе дождем, кто повелевает дождем!»— именно это он
и хочет теперь сказать. Пусть берет его с этим именно (яджусом). Ведь
дождь и в самом деле, когда бы ни шел, как бы умащает его. (Умащая
маслом прастару-жертвователя), он и делает (его) теперь приношением (с мыслью): «Став приношением, идти ему на небо!»
1.8.3.13
Поистине, верхушку (прастары) он маслит в джуху(-ложке),
среднюю часть — в упабхрит, корневую — в дхруве.
Ведь джуху(-ложка) и в самом деле как бы верхушка, упабхрит —
середина, дхрува — корень.
245