Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
дят себе опору в здешнем мире, а все то, что из здешнего ходячее (jagat), — в здешнем (размере). Поэтому и «джагати» он. Вот и делали
они джагати(-размер) первым, (жертвуя первым Бархису).
1.8.2.12
А второму жертвует Нарашансе («Снискавшему хвалу людей»).
Поистине, Нарашанса — это промежуточный мир. Люди (narah) —
народ. Этот здешний народ бродит по промежуточному миру, громко
переговариваясь. Поистине, какое (действие означается словом) «говорит», такое, конечно, подразумевают и (при слове) «хвалит» {gams).
Поэтому Нарашанса — промежуточный мир. Но ведь и триштубх промежуточный мир. Вот и делали они триштубх(-размер) вторым, (жертвуя второму Нарашансе).
1.8.2.13
А вот Агни — последний, (кому жертвуют завершающие жертвы).
Поистине, Агни — это гаятри. Вот и делали они гаятри(-размер)
последним, (жертвуя последнему Агни). По налаженному так (богами)
обычному порядку и встали твердо размеры. Поэтому и нет сейчас
путаницы.
1.8.2.14
Адхварью говорит (хотару): «Жертвуй богам (посвятительные
молитвы)!» Хотар в каждой из них (произносит слово) «божественный».
Поистине, именно размеры сущие боги богов. Они же и в самом
деле их скот, а скот — это дом, а дом — опора. Поистине, завершающие жертвы — это размеры. Поэтому адхварью и говорит: «Жертвуй
богам (посвятительную молитву!)» — а хотар всякий раз (начинает
свою молитву со слова) «божественный».
1.8.2.15
(И в каждой из них произносит) — «вместилище добра ради добытчика добра».
Только ради божества произносится «вашат» и божеству совершается приношение. Здесь же, во время завершающих жертв, нет на самом деле (имени) божества. (Когда произносится): «Божественный
Бархис», — тут нет ни (имЪни) Агни, ни Индры, ни Сомы. (И когда
произносится): «Божественный Нарашанса», — нет ничего из этого.
Ведь то, что (в третьей посвятительной молитве названо) здесь Агни, —
это по сути (размер) гаятри.
1.8.2.16
Вот почему и жертвует он (посвятительную молитву, произнося
слова) «вместилище добра ради добытчика добра». Поистине, (среди

242