Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
Едят (иду) все (участники яджны).
«Да будет она пожертвована мне во всех!»— так (думает жертвователь). Едят пятеро. Поистине, ида — это жертвенный скот, а жертвенный скот пятичастен. Поэтому и едят пятеро.
1.8.1.40
И вот когда (хотар) начинает произносить в полный голос, (адхварью), разделив жертвенную лепешку (для Агни) на четыре
части (по числу жрецов), помещает (ее) на бархис.
Это (делается) здесь по сторонам размещения предков. Поистине,
промежуточных сторон света четыре, а предки — это промежуточные
стороны света. Поэтому, разделив жертвенную лепешку (для Агни) на
четыре части, он и помещает (их) на бархис.
1.8.1.41
А когда (хотар) говорит: «Призываются Небо и Земля», — (адхварью) дает агнидхре эту (его долю лепешки). Агнидхра ест ее
(— с яджусом): «Призывается Мать-Земля! Пусть Мать-Земля
призовет меня! Агни (я) по (своему) агнидхрову делу. Сваха! Призывается Отец-Небо! Пусть Отец-Небо призовет меня! Агни (я) по
(своему) агнидхрову делу. Сваха!»
Поистине, агнидхра — он в свойстве и с Небом и Землей. Поэтому
он и ест, (говоря) так.
1.8.1.42
А когда (хотар) просит просьбу, то (жертвователь) бормочет:
«Пусть Индра вложит в меня эту силу Индры! Пусть щедрые богатства стекаются к нам! Пусть исполнятся наши просьбы!
Пусть будут наши просьбы такими, которым исполниться!»
Таков (для жертвователя) встречный прием (этих) просьб. Тут,
встречно приняв те просьбы, которые жрецы просят здесь для него,
жертвователь и делает их теперь своими.
1.8.1.43
Потом (по завершении иды) они очищают себя с помощью двух
павитр.
Ведь занимались они идой, которая сродни (домашнему обряду)
пакаяджна. Поэтому, (сказав себе): «Очищенными с помощью павитр
да совершим мы то, что осталось после этого у яджны незавершенным!» — они и очищают себя с помощью двух павитр.
1.8.1.44
Потом (адхварью) бросает обе эти павитры на прастару.
Поистине, прастара — это жертвователь, а две павитры — выдох
и вдох. Это он выдох и вдох вкладывает в жертвователя. Поэтому и бросает обе эти павитры на прастару.
239