Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
приемов. И когда у знающего так (жертвователя) уделение совершается в пять приемов, он становится богатым потомством и скотом. Так
вот, соответствующим (обычаю) куру-панчалов признается только то,
что уделяемо в четыре приема. Поэтому (у нас) она и уделяется в четыре приема.
1.7.2.9
(Из жертвенной лепешки) пусть уделяет он совсем понемногу.
Ведь если будет уделять помногу, он поступит по-людски, а то, что
людское, вредно для яджны. Поэтому (из опасенья): «Не нанести бы
мне вреда яджне!» — пусть уделяет совсем понемногу.
1.7.2.10
Сделав (в джуху-ложке) подстилку из масла и дважды уделив
(из лепешки) жертвенной еды, (адхварью, положив в джуху оба
преломка), еще сверху поливает (их) маслом.
Поистине, (есть только) два приношения (в огонь): одно — приношение сомы, другое — приношение масла. Что до приношения сомы,
то состоит оно единственно из него самого. А вот хавир-яджна, как
и жертвенное животное, это то же, что и приногление масла. Тут он
и делает (ее) теперь маслом — поэтому и масло (у нее) с обеих сторон.
Поистине, масло — это то, что желанно богам. Тут он и делает (ее)
теперь желанной богам. Поэтому и масло (у нее) с обеих сторон.
1.7.2.11
Поистине, призывающая молитва (anuvakya, ж.р.) — это тамошнее
(небо), посвятительная (ydjya, ж.р.) — здешняя (земля). Обе они —
кобылы. В паре у каждой — возглас «вашат». Поистине, возглас «вашат» не что иное, как то, что распаляет (т.е. Солнце). При восходе
(«Вашат»-Солнце) покрывает ту, при заходе покрывает эту. Выходит,
вот эта плодоносящая сила — сила, которая присуща этим двум (мирам-кобылам), — и оплодотворяется этим жеребцом.
1.7.2.12
Произнеся призывающую молитву и повторив следом посвятительную, позади (них) он помещает возглас «вашат». Ведь и в самом
деле, зайдя сзади, жеребец покрывает кобылу. Выходит, поместив их
обе впереди, он и делает их покрытыми «вашат»-жеребцом. Вот поэтому возлияние (лепешки-масла) пусть совершает или вместе с возгласом «вашат», или после «вашат».
1.7.2.13
Поистине, для богов восклицание «вашат» не что иное, как горшок.
Тут и выходит так, как если бы, зачерпнув, он поднес бы (им) в горшке. А вот если совершит возлияние перед восклицанием «вашат», вый220