Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
Индру (своим) врагом(-убийцей)»)26; в промежутке, пока слова его
прародителя не сбылись и он действительно не был убит Индрой,
Вритра только и знает, что растет и без меры поглощает подносимую
ему еду, не обременяя себя, разумеется, никакими ответными обязательствами .
Наличие всех этих мотивов — смердящее асурическое начало, осквернение яджны, противление богам и установленному ими порядку, вербальный огрех и смерть-небытие как следствие этого огреха, — узлом сплетенных вокруг Вритры, позволяет сделать еще один
шаг и конкретизировать наш вопрос следующим образом* а нет ли
чего в устроении человека от этого смердящего небытием Змея9
Однозначный ответ на него опять же дает сама «Шатапатха-брахмана» — именно живот является тем внутренним Вритрой, которому
человек в течение всей своей жизни платит дань всякий раз, как захочет есть . Но если это так, если животом своим человек и в самом де26
Надо было бы сказать indragatruh («враг(-убийца) Индры»), ср ТС II 4 12 1, ШБр
16 3 10 (см примеч) восстанавливает здесь полную форму indrasya gatruh
27
Ср ШБр 16 3 6-12
«Разгневался (на Индру) Тваштар „Как 9 ' Он убил моего сына 9 1 " Заготовил он со
мы, в котором не было доли для Индры Каким этот сома выжимался, таким и делался
(его сок) — без доли для Индры
Поистине, понял Индра „Это ведь от сомы меня сейчас отлучают1" Незвано — как
более сильный у более слабого — поглощал он его прямо из ковша, но тот только вредил ему Тек он из его жизненных пран во все стороны Только изо рта не тек, а изо
всех остальных жизненных пран тек
Разгневался Тваштар „Как 9 ' Он выпил незвано моего сомы 9 '" — и ненароком осквернил яджну Остатку этого очищенного (сомы), что был в ковше, дал он скатиться
в (огонь, сказав) „Вырастай имеющим Индру (своим) врагом'" Достигнув огня, таким
он и возник из него
Из-за того, что возник скатываясь (vrt), он — Вритра А из-за того, что возник без
ног, он — змей Как отец с матерью приняли его (асуры) Дану и Данаю, поэтому называют его Данава
А из-за того, что (Тваштар) сказал „Вырастай имеющим Индру своим врагом
(-убийцей) (indracatru-)'" — именно Индра и убил его А как сказал бы „Вырастай
врагом(-убийцей) Индры (indrasya catrur vardhasva)'" — вот тогда именно он убил бы
Индру
А из-за того, что сказал „Вырастай1" — тот и рос и вбок на полет стрелы, и вперед
на полет стрелы Подмял он зацадный океан и восточный Чем больше становился, тем
больше ел
В начале дня боги приносили ему еду, в полдень — люди, а в конце дня — предки»
28
Ср ШБр 16 3 17 «(Когда Индра убил Вритру), рассек он его надвое Из того
что было у него от сомы, он сделал луну, а то, что было от асуров, он вчинил как живот здешним тварям
А когда здешние твари хотят теперь есть, это они платят дань
вот этому животу-Вритре» Со сходным по своей сути мотивом наделения земных тварей смердящим асурическим началом мы сталкиваемся в ШБр IV 1 3 6-8 «Тогда
(Вритра, убитый Индрой), стал распространять среди этих (богов) смрад (sa esam
apuyat) От него, гниющего и смердящего, несло на них (епап chuktah putir abhivavau)

22