Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.6.3.36
С разъятыми суставами не мог он подняться. Лечили его боги такими хавир-яджнами. Тот сустав, (что образуют) два промежутка между днем и ночью, лечили они агнихотрой и исцелили его. Тот сустав,
(что образуют) дни полной и новой луны, лечили они полнолунным
приношением и новолунным и исцелили его. Тот сустав, (что образуют) начала времен года, лечили они чатурмасья-приношениями и исцелили его.
1.6.3.37
С исцеленными суставами поднялся он, чтобы взяться за еду — ту
самую еду, что отведена здесь Праджапати. Тот, кто, зная так, начинает свой пост именно в канун, накануне и сустав Праджапати исцеляет.
Праджапати помогает ему, и он точно таким же поглотителем еды
становится, если только, зная так, начинает свой пост в канун. Вот поэтому пусть и начинает свой пост именно в канун (полнолуния).
1.6.3.38
Поистине, две доли масла — это те же два глаза яджны, поэтому он
и жертвует (их) перед (лепешкой для Агни). Ведь раза у нас и в самом
деле спереди. Это два глаза он тем самым помещает спереди. Поэтому,
будучи глазами, и (совершаются) вот эти два (приношения масла) перед (лепешкой для Агни).
1.6.3.39
Некоторые жертвуют долю масла для Агни в северо-восточную
часть (жертвенного очага), в юго-восточную — долю масла для Сомы,
объясняя так: «Мы тем самым и помещаем оба глаза спереди!» Но тогда выходит не совсем понятно: ведь тело яджны — это приношения
(преломков жертвенной лепешки), и именно тогда, когда он жертвует
(обе доли масла) перед (этими) приношениями, он и помещает оба
глаза спереди. А приношение (масла) пусть совершает именно туда,
где по его мысли всего сильнее горит. Ведь жертвы в огонь бывают
успешными лишь с приношением (их) в разгоревшийся.
1.6.3.40
Поистине, произнеся призывающий рич, он жертвует (как посвятительную молитву мантру с<5 словом) «желанно». Поэтому оба наши
бескостных глаза вправлены в то, что суть кость. А вот если бы, произнеся призывающий рич, ричем он и жертвовал (как посвятительной
молитвой), сотворил бы он только кость, а глаза — не (сотворил бы).
1.6.3.41
Поистине, вот какие два (свойства) присущи природе Агни и Сомы — то, что белое, сродни Агни, а то, что черное, сродни Соме. Или,
210