Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.6.3.26
А вот Асури сказал: «Двумя долями масла (для Агни и Сомы) он
достигает какую-то одну из этих пар. Жертвоприношением (масла для
Агни-Сомы) без речения (мантр) в полный голос он достигает какуюто одну из этих пар. Жертвенной лепешкой (для Агни-Сомы) он достигает какую-то одну из этих пар. Поэтому (с мыслью): „Да будет
у меня все достигнуто и все завоевано! Да сгублю я Вритру совсем! Да
сгублю совсем врага-ненавистника!" — столько раз и совершается (им
парное приношение Агни и Соме)».
1.6.3.27
Говорят вот: «Не совершается ли здесь непотребное смешение?
Смешение потому, что ничто не разделяет (приношения) масла для
Агни и Сомы и лепешки для Агни и Сомы». Непотребного смешения,
однако, нет и вот почему: одно (приношение) — масла, другое — лепешки. Значит, одно — это все же одно, а другое — другое. Произнеся
призывающий рич, (в случае двух долей масла для Агни и Сомы) он
жертвует (как посвятительную молитву мантру со словом) «желанно».
(В случае жертвенной лепешки), произнеся призывающий рич, ричем
(как посвятительной молитвой) он и жертвует. Значит, одно — это все
же одно, а другое — другое. Непотребного смешения нет вот еще почему: (в случае безгласного приношения) маслом он жертвует без речения (мантр) в полный голос, а лепешкой — (произнося их) громко.
То, что не произносимо в полный голос, по природе своей свойственно Праджапати. Поэтому в качестве призывающей молитвы для этого
(масла) он и произносит (рич размером) ануштубх. Ведь ануштубх и в
самом деле речь, и Праджапати — речь.
1.6.3.28
Поистине, с помощью этого безгласного жертвоприношения (масла
Агни-Соме) боги любого из асуров, кого хотели, того, подкравшись
к нему, и поражали восклицанием «вашат», как ваджрой. И точно так
же вот этот (жертвователь), подкравшись, с помощью этого безгласного жертвоприношения поражает злого врага-ненавистника восклицанием «вашат», как ваджрой. Поэтому он и совершает безгласное
жертвоприношение (масла для Агни-Сомы).
ш

1.6.3.29
Поистине, произнеся призывающий рич, (в случае двух долей масла для Агни и Сомы) он жертвует (как посвятительную молитву мантру со словом) «желанно». Вслед этому рождаются здешние твари
с (прикусом) зубов в один ряд. Ведь рич и в самом деле кость, и зуб —
кость. Ведь и в самом деле он сотворяет теперь кость только в один
ряд.
208