Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
Глядь, обернувшись черепахой, лепешка ползет. И тогда все поняли:
«Вот она и есть яджна!»
1.6.2.4
И говорили они: «Ради Ашвинов — остановись! Ради Сарасвати —
остановись! Ради Индры — остановись!» Та все ползла. Как сказали:
«Ради Агни— остановись!»— стала (Поняли они): «Поистине, ради
Агни встала она!» — и, взяв ее в сплошное огненное кольцо, принесли
целиком в жертву. Жертвоприношение же (в огонь) и в самом деле
принадлежит богам. Потом и просияла им яджна. Они сотворяли ее,
они простирали ее. Передается вот эта яджна изустно от старшего
к младшему — отец (передает) сыну, когда тот в ученичестве.
1.6.2.5
Поистине, та (жертвенная лепешка, purodaga), которая дала яджне
просиять им, потом впервые одарила (puro 'dagayat) их. Поэтому
и purodaga она. Ведь purodaga — это по имени то же, что и purodaga.
Эта самая лепешка, испеченная на восьми черепках и предназначенная
для Агни, неизменно бывает в обоих случаях — (как в дни новой, так
и полной луны).
1.6.2.6
Она не полнолунная жертвенная еда и не новолунная. (Собственно)
полнолунная жертвенная еда — это (лепешка) для Агни-Сомы, а (собственно) новолунная — санная-приношение. А эта (лепешка для Агни),
будучи собственно яджной, уместна в обоих случаях. (Из опасения):
«Как бы мне не отпасть от яджны!»— ее предлагают как в начале
полнолунного, так и новолунного приношения. Это что касается того,
почему она предлагается здесь.
1.6.2.7
Если же (жертвователь) обратится к (адхварью) за помощью (и скажет): «Соверши для меня ишти(-приношение)!»— пусть совершит
его. Поистине, с каким бы желанием ни жертвовали риши эту (лепешку-яджну), то желание исполнялось для них, и с каким бы желанием
ни совершил эту яджну (жертвователь), то желание исполнится для
него. Поистине, ради какого божества ни бралась бы жертвенная еда,
жертвует он ему подлинно в огонь. А если в огонь собирается жертвовать, зачем отказывать другому божеству?! Поэтому единственно Агни (и отказывается она).
1.6.2.8
Поистине, Агни — это все божества. Жертвует же (адхварью) всем
божествам и в самом деле в огонь Тут и выходит так, как если бы он
прибег за помощью ко всем божествам. Поэтому единственно Агни
(и отказывается она).
203