Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.5.3.13
Потом жертвует (последнюю посвятительную молитву, повторяя) «сваха», «сваха».
Поистине, восклицание «сваха» — это конец яджны. У времен года
конец— зима. Ведь она и в самом деле с дальнего от весны края.
Именно с концом (яджны) боги тогда возвращали себе конец (года) —
с концом (яджны) конца (года) лишали соперников. И именно с концом (яджны) он теперь возвращает себе конец (года)— с концом
(яджны) конца (года) лишает соперников. Поэтому и жертвует (последнюю посвятительную молитву, повторяя): «сваха», «сваха».
1.5.3.14
Тут подлинно выходит, что именно весна наступает вновь после
зимы. Но ведь она и в самом деле вновь рождается после нее. Поистине, вновь рождается в этом мире тот, кто знает так про это.
1.5.3.15
Поистине, чтобы избежать непотребного смешения, (посвятительные молитвы) он жертвует, (чередуя в них слова) «пусть примут» и
«пусть примет». Ведь совершит он непотребное смешение, если будет
жертвовать (их) каждый раз или (со словами) «пусть примут» или
«пусть примет». «Пусть примут» — это подлинно женщина, «пусть
примет» — мужчина. Именно чета, порождающая потомство, тем самым сотворяется. Поэтому он и жертвует (посвятительные молитвы,
чередуя в них слова) «пусть примут» и «пусть примет».
1.5.3.16
И еще — для четвертой предваряющей жертвы, ради Бархиса,
(адхварью) переливает (масло из упабхрит в джуху-ложку).
Поистине, бархис — это потомство, масло — семя. Это именно
в потомство он тем самым семя роняет. С помощью такого зароненного (в него) семени здешнее потомство рождается вновь и вновь. Поэтому при четвертой предваряющей жертве он ради (приношения)
Бархису и переливает (масло из упабхрит в джуху-ложку).
1.5.3.17
То ведь битва пришла, если жертвует кто предваряющими жертвами. Поистине, побеждает тот из двух схватившихся, к кому приходит
союзник. Тут и выходит,"*что союзник к джуху(-ложке) приходит из
упабхрит. С его помощью она побеждает, (жертвуя) дальше. Поэтому
для четвертой предваряющей жертвы он ради Бархиса и переливает
(масло из упабхрит в джуху).
1.5.3.18
За джуху(-ложкой) — именно жертвователь. Тот, кто не жалует
его, — за упабхрит. Именно жертвователю он тем самым заставляет
194