Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
(Тем самым он говорит): «Восхвалим тех богов, которые достойны
восхвалений! Поклонимся тем, которые достойны поклонений! Принесем жертвы тем, которые достойны жертв!» Поистине, достойные
восхвалений — это люди, достойные поклонений — предки, достойные жертв — боги.
1.5.2.4
Поистине, те созданья, которые вслед (за ними) не приобщаются к
яджне, ничтожатся. (Говоря) именно так, он теперь приобщает к яджне
те земные созданья, которые могут и не впасть в ничтожество. Скот
(приобщается к ней) вслед за людьми, вслед за богами (приобщаются)
птицы, травы и деревья. Вот так всё, что ни есть здесь такого, становится приобщенным к яджне.
1.5.2.5
Вот этих речений, (произносимых сейчас хотаром), подлинно девять, и в человеке девять жизненных наших дыханий. Именно их он
и вкладывает теперь в этого (жертвователя). Поэтому и речений девять.
1.5.2.6
Убежала как-то от богов яджна. Уговаривали ее боги: «Послушай
нас, вернись к нам!» (Послушалась) она: «Да будет так!»— и вернулась к богам. Пожертвовали ею боги, когда она вернулась, и после того как пожертвовали, стали боги тем, чем они есть сейчас.
1.5.2.7
Когда этот (адхварью) произносит призыв (к агнидхре, говоря:
«Вели, чтоб было услышано!»), именно яджну он теперь уговаривает:
«Послушай нас, вернись к нам!» А когда в ответ (агнидхра) говорит:
«Да услышано будет!»— именно яджна теперь и возвращается, (послушавшись): «Да будет так!» Этой вернувшейся (яджной), ставшей
семенем, жрецы занимаются, передавая (ее) из рук в руки неприметно
для жертвователя. Передавая (ее) из рук в руки, жрецы занимаются ею
так же, как занимались бы, передавая из рук в руки наполненный горшок. Это именно речью они занимаются теперь, передавая (ее) из рук
в руки. Ведь яджна и в самом деле речь, а речь — семя. Это именно им
они и занимаются теперь, передавая из рук в руки.
1.5.2.8
После того как сказал (хотару): «Произноси (призывающие молитвы)!» — адхварью не должен говорить стороннего (яджне); и хотар не
должен говорить стороннего. Адхварью обращается (к агнидхре с призывом): «Вели, чтоб было услышано!» — и яджна тогда возвращается
к агнидхре.
189