Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.4.1.39
— принеси жертву богам, о прекрасно исполняющий невредоносный (обряд)!
Поистине, невредоносный (обряд) — это яджна. «Принеси жертву
богам, о прекрасно исполняющий я д ж н у ! » — именно это он и хочет
теперь сказать.
— Ведь ты тот, кто возит на себе приношения».
Ведь Агни — он и в самом деле тот, кто возит на себе приношения.
Поэтому он и говорит: «Ведь ты тот, кто возит на себе приношения».
(Он произносит последний разжигающий рич):
— «Возливайте (жертвенное масло), почитайте Агни, когда
идет невредоносный (обряд)! Выбирайте (его хотаром), возящим
на себе приношения!»
Этим (ричем) он побуждает (их к действию). «Возливайте, жертвуйте, делайте то, ради чего разожгли (его)!» — именно это он и хочет
теперь сказать. (Почему говорится): «Когда идет невредоносный (обряд)»? Поистине, невредоносный (обряд) — это яджна. «Когда идет
яджна», — именно это он и хочет теперь сказать. (Почему): «Выбирайте (его хотаром), возящим на себе приношения»? Ведь Агни — он
и в самом деле (хотар), возящий на себе приношения. Поэтому он
и говорит: «Выбирайте (его хотаром), возящим на себе приношения!»
1.4.1.40
Поистине, он произносит вот это трехстишие, содержащее (слово)
«невредоносный». Поистине, хотели (вредоносные) асуры-соперники
навредить богам, жертвовавшим жертвой. Навредить-то они хотели, да
не смогли навредить, (прицепившись к ней), — вот и ничтожились.
Поэтому яджна именуется «невредоносной». У кого знающие так читают вот это трехстишие со (словом) «невредоносный», соперник (того), желая навредить ему, подлинно ничтожится. А (сам) он завоевывает столько же, сколько завоевывает жертвующий невредоносным
(обрядом) приношения сомы.
1.4.2.1
Поистине, вот ведь с какими (словами) боги впрягали Агни в работу хотара — самую что ни на есть тяжелую: «Вези на себе это наше
приношение!» Вот как подбадривали, укрепляя в силе, когда впрягли
его: «Ты ведь сильный, тебя же хватит на нее!» Совсем как сейчас еще
подбадривают того из родственников, кого впрягают в тяжелейшую
(работу), укрепляя в силе (словами): «Ты ведь сильный, тебя же хватит
на нее!»
Тем, что (хотар) произносит после этих (ричей), он как раз восхваляет этот (огонь) и вкладывает в него силу.
172