Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
ское в яджну, а то, что человеческое, поистине, вредно для яджны. Поэтому пусть произносит именно так, как сказано в риче: «Всеведущим
хотаром», — (из опасения): «Как бы мне не причинить вреда яджне!»
— очень искусного в этой яджне».
Ведь Агни — он же и в самом деле очень искусен в яджне. Поэтому он и говорит: «Очень искусного в этой яджне».
Приняла эта (Гаятри-земля) сторону богов. После этого боги стали
сущими, а асуры ничтожились. Самобытствует, поистине, (жертвователь), а соперники его ничтожатся, когда у него, знающего так, произносят этот (рич).
1.4.1.36
Пусть произносит его действительно восьмым. Он ведь по сути гаятри, а (размер) гаятри из восьми слогов. Поэтому пусть произносит
(его) восьмым.
1.4.1.37
Тут вот некоторые перед (ним) вставляют два вставных (рича), говоря так: «Два вставных — еда. Эту съедобную еду мы и вкладываем
в рот!» Пусть, однако, не делает так этого. Ведь неладен этот (восьмой
по своей сути рич) у того, кто прежде вставляет два вставных. Поистине, тогда он же совпадает (по счету) с десятым или одиннадцатым.
А вот ладным он становится у того только, у кого произносят его
восьмым. Поэтому два вставных пусть вставляет только после (него).
1.4.1.38
(Он произносит девятый разжигающий рич):
— «Разжигаемый во время невредоносного (обряда),
Поистине, невредоносный (обряд) — это яджна. «Разжигаемый во
время яджны», — именно это он и хочет теперь сказать.
— Агни, очищающий, достойный призывов,
Ведь он и в самом деле очищающий, и в самом деле достоин призывов.
— пламенновласый — к нему мы обращаемся».
Ведь у него, разожженного, и в самом деле будто волосы пламенеют.
4
(Он произносит десятый разжигающий рич):
— «Разожженный, о Агни, политый (маслом),
Перед этим (адхварью) пусть положит (в огонь) все дрова, кроме одной (хворостины-)разжиги (для завершающих жертв).
Ведь теперь и в самом деле хотар как бы сворачивает (разжигание).
Поистине, то, что у дров, помимо одной (хворостины-)разжиги, остается в излишке, — лишнее. А то, что у яджны лишнего, достается
врагу-ненавистнику этого (жертвователя). Поэтому пусть и положит
(в огонь) все дрова, кроме одной (хворостины-)разжиги.
171