Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.3.1.17
Пусть только заправит сверху (концы — с яджусом): «Ты —
повязка Вишну!»
Сама же (супруга жертвователя) пусть не сидит за яджной богов на западе (от гархапатьи), обратившись лицом к востоку.
Поистине, Адити — эта Земля, а эта (Земля) — супруга богов. Она
сидит за яджной богов на западе (от гархапатьи), обратившись лицом
к востоку. Выходит, супруга (жертвователя) может наступить на нее
и быстро сойти на тот свет. А так она живет долго. Это именно этой
(Земле-Адити) она тем самым и отдает должное, и тогда та не причиняет ей вреда. Вот поэтому пусть сидит чуть южнее (Адити).
1.3.1.18
Потом она смотрит на жертвенное масло.
Поистине, супруга — это женщина, масло — мужское семя. Приносящее потомство соитие тем самым сотворяется. Поэтому и смотрит
она на жертвенное масло.
1.3.1.19
Она смотрит (— с яджусом):
— «Взглядом без порчи смотрю на тебя!
«Взглядом, не причиняющим вреда, смотрю на тебя!»— вот это
она и хочет сказать.
— Ты — язык Агни!
Поистине, когда льют его в огонь, то как бы языки пламени поднимаются. Поэтому она и говорит: «Ты — язык Агни!»
— Приманкой для богов
«Привлекательным для богов», — вот это она и хочет сказать.
— будь при каждой моей приваде и каждом яджусе!»
«Стань для всей моей яджны!» — вот это она и хочет сказать.
1.3.1.20
Потом, взяв (горшок с) маслом, он спешит (с ним) к (ахаванияогню) в восточную часть (алтаря).
Когда жертвенную еду готовят на ахавания(-огне), в этом случае он
и (масло) разогревает на ахавании, (сказав себе): «Да будет моя яджна
целиком приготовлена на^ахавании!» А вот почему он разогревает
(его) на том (гархапатья-огне). Ведь он намеревается дать супруге
(жертвователя, сидящей около гархапатьи), посмотреть (на масло).
И ведь неладно же выйдет, если он, (разогрев на ахавании), унесет
(его) посреди (обряда) на запад (к гархапатья-огню, сказав себе):
«Дам-ка я посмотреть (на него) супруге (жертвователя)!» А если не
даст посмотреть (его) супруге, он отделит супругу от яджны. А так он
не отделяет супругу (жертвователя) от яджны. Вот поэтому он и отно150