Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.3.1.11
Тут вот некоторые кладут (потом) протирки от ложек в огонь, (объясняя) так: «Принадлежали же они жертвенной метелке и чистили
ими. Поистине, это нечто от яджны! Да не останется это вне яджны!»
Пусть, однако, не делает так этого. Иначе вышло бы, что он поит ополосками с посуды того, кому подносит еду. Вот поэтому пусть просто
выбросит их (на уткару).
1.3.1.12
Потом он обвязывает жену (жертвователя).
Поистине, ж е н а — что та же задняя часть яджны. (С мыслью):
«Простираясь вперед (на восток), пусть идет моя яджна!» — он
и впрягает ее теперь (в обряд). (Сказав себе): «Впряженная (в обряд)
пусть сидит за моей яджной!» —
1.3.1.13
Он обвязывает (ее) упряжной веревкой.
Ведь и в самом деле пригодное для упряжи запрягают упряжной
веревкой.
Нечисто, поистине, то, что у жены ниже пупа. Но теперь ей предстоит смотреть на жертвенное масло. Именно эту (нижнюю половину)
он заслоняет теперь у нее упряжной веревкой, и тогда она смотрит на
жертвенное масло только верхней (своей) половиной, пригодной для
жертвоприношения. Поэтому и обвязывает жену (жертвователя).
1.3.1.14
Поистине, он обвязывает (ее) поверх одежды.
Поистине, одежда — это (лечебная) трава, веревка же — от (насылающего болезнь) Варуны. Это именно (лечебную) траву он теперь
прокладывает между (ней и веревкой), и так варунья веревка уже не
причиняет ей вреда. Поэтому и обвязывает поверх одежды.
1.3.1.15
Он обвязывает (— с яджусом): «Ты — пояс для Адити!»
1
Поистине, Адити — эта Земля, и эта (Земля)— супруга богов.
Здесь же она становится супругой этого (жертвователя). Это ради нее
он теперь сотворяет— и не веревку, а пояс. Поистине, п о я с — это
шнур. Именно его он и сотворяет теперь для нее.
1.3.1.16
Узла же пусть он не делает.
Поистине, узел — это нечто от Варуны. Варуна же сможет словить
супругу (жертвователя своей петлей), если сделает он узел. Поэтому
он и не делает узла.
149