Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
1.2.3.5
Из-за этого боги, (опасаясь): «Как бы не осталось (наше) приношение без жертвенного дара ж р е ц а м ! » — и сладили для них анвахарья(-кашу) как жертвенное подношение жрецам при ново- и полнолунных приношениях.
Выливает он эту (нечистую воду) порознь.
Так он сотворяет очередность среди этих (Аптья-божеств).
(Перед этим) подогревает ее.
Так она готовится для них.
Выливает (— с яджусом): «Тебя — Трите! Тебя — Двите! Тебя — Екате!»
Что же до самой жертвенной лепешки, она подлинно предается закланию как жертвенное животное.
1.2.3.6
Поистине, вначале боги умертвили человека как жертвенное животное. Когда его умертвили, жертвенный сок вышел из него и вошел
в коня. Умертвили они коня. Когда его умертвили, жертвенный сок
вышел из него и вошел в быка. Умертвили они быка. Когда его умертвили, жертвенный сок вышел из него и вошел в барана. Умертвили
они барана. Когда его умертвили, жертвенный сок вышел из него и вошел в козла. Умертвили они козла. Когда его умертвили, жертвенный
сок вышел из него.
1.2.3.7
Вошел он в эту землю. Копая, они искали его. Они добыли его —
это тот же рис и ячмень. Поэтому и сейчас их получают, копая (землю). Поистине, приношение (лепешки) у этого (жертвователя) такой
же силы, что была бы у всех его преданных закланию жертвенных животных. Именно (таким) приношением и становится оно (у того), кто
знает так про это. И еще — (лепешке) этой присуще то совпадение (по
числу), почему и называют (ее) пятичастным жертвенным животным.
1.2.3.8
Когда (зерна) растираются, то появляются волосы. Когда вливают
воду, то появляется кожа. Когда он месит (тесто), то появляется мясо.
Ведь и в самом деле эта (лепешка) как бы оплотняется, и мясо как бы
плотно. Когда она печется, то появляется костяк. Ведь и в самом деле
как бы твердеет она, и костяк твердый. А вот когда, собираясь снять с
огня, окропляет маслом, он мозг вкладывает. Таково это совпадение (по
числу), почему и называют (ее) пятичастным жертвенным животным.
1.2.3.9
Тот человек, которого они умертвили, стал обезьяной. Конь же
и бык стали гаура(-буйволом) и гаява(-буйволом). Тот баран, которого
137