Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)

Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. —М.: Вост. лит., 2009. — 383 с.

OCR
Поистине, побудитель богов — это Савитар. Это, побуждаемый
именно Савитаром, он теперь и берет (жертвенную еду для Агни).
(Почему говорится): «Руками Ашвинов»? Ашвины — адхварью (богов). (Почему): «Ладонями Путана»? Пушан (у богов) — дойщик долей, добывающий еду ладонями. Боги — сатья, люди — анрита. Это
с помощью именно сатьи он и берет теперь (жертвенную еду).
1.1.2.18
Потом (поименно) отказывает (берущиеся части зерна остальным) божествам.
Поистине, все божества толпятся рядом с адхварью, собирающимся
взять жертвенную еду, (надеясь): «Он возьмет на мое имя! Он возьмет
на мое имя!» Именно среди них, сошедшихся вместе, он и сотворяет
теперь очередность.
1.1.2.19
Вот еще почему он (поименно) отказывает (жертвенную еду) божествам. Поистине, для скольких божеств берутся части жертвенной
еды, столько же считают себя этим обязанными исполнить для этого
(жертвователя) то желание, с которым он берет (ее). Поэтому он и отказывает (ее) божествам (поименно).
Взяв (для каждого божества) части жертвенной еды точно так
же, как раньше (для Агни), —
1.1.2.20
Он дотрагивается потом (до оставшегося жита — с яджусом):
«Ради насущного (оставляю) тебя! Не скупости ради!»
Вот откуда он берет, именно это (вместилище) он и заставляет теперь вновь полниться.
1.1.2.21
Потом смотрит на восток (— с яджусом): «Даувижу свет!»
Поистине, повозка эта как бы покрыта. Выходит, зрение его как бы
поражено теперь злом. Свет же — это и яджна, и день, и боги, и солнце. Такой именно (четырехчастный) свет он и видит теперь из нее.
1.1.2.22
Потом он сходит (с повозки — с яджусом): «Пусть твердо держится на земле оснащенйЬш дверьми!»
Поистине, оснащенный дверьми — это дом. Дом же этот может сечас у жертвователя упасть после того, как его адхварью, который совершает яджну, пройдет (в него с жертвой). Он может порушить (у жертвователя) его семью. Именно этот (дом) он теперь и заставляет твердо
держаться на здешней земле. Так он не падает после и не порушает
(семьи жертвователя). Поэтому он и говорит: «Пусть твердо держится
на земле оснащенный дверьми!»
120