«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
А.Т. Шашков ПОСЛАНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ..
18

89

Публикацию этих материалов см.: Духовная литература староверов востока
России XVIII-ХХвв. [Т. 1]. Новосибирск, 1999. С. 451-463.
См.: Мальцев А. И. Неизвестное сочинение С. Денисова о Тарском «бунте»
1722 г. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новоси­
бирск, 1982. С. 224-241. Анализ этого произведения см.: Покровский Н.Н. След­
ственное дело и выговская повесть о тарских событиях 1722 г. // Рукописная тради­
ция XVI-XIX вв. на востоке России.Новосибирск, 1983. С. 62-70.
О нижнетагильском иконописце Тимофее БорисовичеЗаверткине и его «Пись­
ме из Сибири» 1767 г. см.: Байдин В.И. К вопросу о старообрядческом иконописании
на горнозаводском Урале в XVIII-XIX вв. // Древнерусская традиция в культуре
Урала. Челябинск, 1992. С. 28-31.
С этой даты начинается старообрядческая Повесть о мучении старцев Петра и
Евдокима (см.: Кузнецова B.C. Повесть о мучении некоих старец Петра и Евдокима
// Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новоси­
бирск, 1987. С. 208).
На самом деле обе челобитные попа Лазаря - царю Алексею Михайловичу
и патриарху Иоасафу- были написаны в Пустозерске в феврале 7176 (1668) г,
однако в Москву пустозерский воевода И.С. Неелов отослал их только 21 фев­
раля 7178 (1670) г. (см.: Дружинин В.Г. Пустозерский сборник. (Памятники
первых лет русского старообрядчества; Вып. III). С П б , 1914. С. 8-11; см. так­
же: Веселовский СБ. Документы о постройке Пустозерской тюрьмы, о попе
Лазаре, Иване Красулине и Григорье Яковлеве. (Памятники первых лет русско­
го старообрядчества; Вып. II). С П б , 1914. С. 13-17, 19-20). Но еще до этого,
после 1 сентября 1669 г, списки с этих челобитных вместе с другими сочинени­
ями пустозерских узников были тайно отправлены на Мезень, в Окладниковскую слободку, где находилась в ссылке семья протопоп Аввакума (см.: Барское
Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. С. 68-69).
Следует также отметить, что в некоторых списках XVIII в. встречаются невер­
ные указания на то, что Челобитная попа Лазаря царю была написана в феврале
7173 (1665) г. и даже 7170 (1662) г, а Челобитная патриарху - в феврале 7177
(1669) г. ( с м , напр.: Описание РО БАН. Т. 7, вып. 1. С. 100. № 40; 161. №
79; Т. 7, вып. 2. С. 367. № 179).
Публикацию этого сочинения по данному списку см.: ПЛПКЗ. Свердловск,
1991. Т. 1, вып. 2. С. 20-22.
См.: Смирнов. Внутренние вопросы. С. LXXXIII. О «Щите веры», кото­
рый в старообрядческой традиции приписывается Тимофею Андрееву, см.: Дру­
жинин. Писания. С. 436. № 856; Духовная литература староверов востока Рос­
сии XVIII-XX вв. Новосибирск, 2005. Т. 2. С. 474-477. Необходимо также
упомянуть о том, что в 1848 г. во время обыска у старообрядческого наставни­
ка Григория Ларионова Куклина, проживавшего в починке Онодур Уржумско­
го уезда Вятской губернии, была обнаружена целая библиотека из печатных и
рукописных книг, а также 33 непереплетенных «письменных тетради». Все это,
по словам Куклина, досталось ему от отца, умершего в 1828 г. В двух последних
19

20

2 1

22

23

24