«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
ИССЛЕДОВАНИЯ
5

См.: Сахаров Ф.К. Учение об антихристе у первых расколоучителей // Тамбов,
епарх. вед. 1878. № 20-24. С. 795; Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монаховстарообрядцев в XVII веке. Казань, 1881. С. 55 (во втором издании своей книги,
вышедшей в 1888 г, И.Я. Сырцов от этого мнения отказался); Смирнов П.С Исто­
рия русского старообрядчества. 2-е изд., испр. СПб, 1895. С. 54-55 (впоследствии
П.С. Смирнов также изменил свою точку зрения); Биллингтон Дж. X. Икона и то­
пор: Опыт истолкования истории русской культуры. М , 2001. С. 185.
Сахаров Ф.К. Учение об антихристе... С. 795.
Сырцов И.Я. Возмущение... С. 130. Аналогичная характеристика дана этому
списку и во втором издании книги И.Я. Сырцова (Кострома, 1888. С. 99).
Нильский И.Ф. Несколько данных по вопросу, как учили об антихристе
первые расколоучители // Христ. чтение. 1889. № 5-6. С. 718. На самом деле
стольник князь Михаил Васильевич Львов был осужден в 1664 г. «по челоби­
тью крестьян ево Васки Александрова да Елисейки Афонасьева в блудном насильстве дочерей их девок» (Описи архива Разрядного приказа XVII в. / Подгот, текста и вступ. статья К.В. Петрова. С П б , 2001. С. 591), после чего его
действительно сослали в Соловецкий монастырь.
Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни рус­
ского общества в XVII веке. СПб, 1898. С. 112-116. Указание Н.Ю. Бубнова на то,
что А.К. Бороздин приписывал это «Послание» протопопу Аввакуму (см.: Бубнов
Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники,
типы и эволюция. СПб, 1995. С. 399), следует признать ошибочным.
Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из
начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукопис­
ным. СПб, 1898. С. LXXXII (далее - Смирнов. Внутренние вопросы).
См.: Там же. С. LXXXI-LXXXVI, 019-034.
См.: Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков,
составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб, 1912. С. 281,
382-383 (далее-Дружинин. Писания).
См.: Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 7,
вып. 1: Сочинения писателей-старообрядцев XVII века / Сост. Н.Ю. Бубнов. Л ,
1984. С. 100-102, 112-113, 226-227, 230, 231-236, 240-243, 299 (далее- Описа­
ние РО БАН. Т. 7, вып. 1); Описание Рукописного отдела Библиотеки Российс­
кой Академии наук. Т. 7, вып. 2: Сочинения писателей-старообрядцев первой
половины XVHI века / Сост. Н.Ю. Бубнов. С П б , 2001. С. 236-239, 300-301,
322-327 (далее - Описание РО БАН. Т. 7, вып. 2).
Иван Филиппов называет инока Иосифа, жившего в одном из выговских ски­
тов, в числе «лучших старцев», «грамотных и писание ведущих» (Филиппов И. Исто­
рия Выговской старообрядческой пустыни. СПб, 1862. С. 94, 383).
См.: Юхимвнко ЕМ. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и
литература. М , 2002. Т. 1. С. 354. Примеч. 188; Т. 2. С. 16.
Там же. Т. 1. С. 4 7 7 ^ 7 8 ; Т. 2. С. 101.
Там же. Т. 1. С. 496-497; Т. 2. С. 360.
6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17