«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
86

ИССЛЕДОВАНИЯ

кой слободы Тобольского уезда. Возникшие между Лепихиным и стар­
цами идейные разногласия и послужили, судя по всему, толчком к нача­
лу полемики о чувственном и «мысленном» антихристе, в которую ока­
зался также вовлеченным автор «Послания об антихристе и тайном цар­
стве его», указывавший на «некое в вас (адресатах. -А.Ш.) между братии
разсечение, а инем на соблазн и младым людем на слабость» . Косвен­
ным подтверждением того, что он писал именно к старцам Авраамию и
«Иванищу» и их последователям, служат слова обращения в начале
«Послания»: «...духовным отцем и иноком, такожде и мирским право­
верным христианом, мужеска пола и женска» . Возможно, отголоском
событий, связанных с Березовской «гарью» Даниила-Дементина, явля­
ются помещенные ниже слова о «Церкви Божий», которая «сияет муче­
ническою кровию паче солнца» .
42

43

44

Нет окончательного ответа и на вопрос о том, каким образом «По­
слание об антихристе и тайном царстве его» попало в старообрядческую
рукописную традицшо. Так, Н.Ю. Бубнов, справедливо обратив внима­
ние на широко представленный в рукописях выговский литературный
«конвой» произведения, выдвинул версию о том, что написанное до
1676 г, т.е. еще до смерти царя Алексея Михайловича, оно было при­
слано в Пустозерск «и, возможно, подверглось здесь редакторской пе­
реработке». После гибели пустозерских узников в 1682 г. «Послание» в
числе других материалов их архива попало к керженским и выговским
старообрядцам и, получив «новые, придуманные ими названия», стало
распространяться в списках .
На наш взгляд, «Послание» не имеет к архиву пустозерской «четверицы» никакого отношения. Вместе с тем, особая роль выговских книж­
ников в распространении списков этого сочинения, совпадавшего по
своим идейным установкам с их воззрениями на сущность антихриста,
весьма вероятна. И если это так, то «крестных отцов» рассматриваемого
«Послания» (в смысле его обнаружения, редактирования и появления в
нем новых заголовков) действительно следует искать среди выговцев.
В связи с этим необходимо вспомнить о первых контактах пред­
ставителей Выговской пустыни с урало-сибирскими староверами. В на­
чале XVIII в. в Сибирь приехали выговцы Гавриил Семенов и Гавриил
Евтихиев, которые некоторое время жили в старообрядческой Кошутской Спасской пустыни в Тюменском уезде. Очевидно, именно тогда в их
руках и оказался список «Послания об антихристе и тайном царстве его».
45