«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
85

А.Х Шашков ПОСЛАНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ..

старца Далмата (в миру тобольского сына боярского Ивана Дмитриеви­
ча Мокринского) . На это указывают и некоторые эпизоды из его био­
графии (вероятное знакомство с приезжавшим в 1655 г. на Исеть прото­
попом Аввакумом , позиция, занятая им во время расследования в 1664 г.
дела о непристойных словах монастырских старцев в адрес царя и си­
бирского архиепископа Симеона и о непраздновании в обители госуда­
ревых дней ангела , его дальнейшее добровольное затворничество, стой­
кие старообрядческие убеждения и т.д.), и круг его чтения , удивитель­
ным образом совпадающий с книгами, используемыми автором
«Послания» , и, наконец, его непререкаемый духовный авторитет, распро­
странявшийся во второй половине XVII в. далеко за пределы монастыря.
31

32

33

34

35

36

Что же касается конкретных адресатов произведения, то, скорее
всего, ими были старцы Авраамий (в миру тобольский сын боярский
Алексей Иванович Венгерский) и «Иванище» Кодский . Известно, что
именно Авраамий и его последователи отстаивали теорию чувственного
антихриста . С начала 1670-х гг. он вместе со своим другом «Иванищем» проживал в пустыни на Исети, принадлежавшей Троицкому Кодскому монастырю и превратившейся вскоре в авторитетный центр зау­
ральского раскола. Около 1678 г. здесь появился бывший священник
тюменской Знаменской церкви Дементиан. Еще в 1665 г. он с другими
сибирскими «старолюбцами» был арестован за раскол и доставлен в
Москву. В начале 1666 г. его отправили в Пустозерск, где он до весны
1670 г. находился в ссылке вместе с протопопом Аввакумом и его това­
рищами . Проведя несколько лет в скиганиях на Русском Севере, Де­
ментиан возвратился наконец на родину, но не с пустыми руками, а с
какими-то старообрядческими сочинениями, в числе которых, очевид­
но, находилось и упоминавшееся выше Послание Аввакума «отцу» Ионе.
Через некоторое время «Иванище» Кодский, являвшийся иеромо­
нахом, постриг Дементиана в чернецы под именем Даниила, после чего
тот организовал на речке Березовке близ Ялуторовска собственную пу­
стынь, где в ночь на 6 января 1679 г. погиб в огне с сотнями своих
последователей . Эти события спровоцировали широкомасштабные ро­
зыски и новые акции старообрядческого протеста, что заставило Авраа­
мия и «Иванища» уйти с Исети и обосноваться в тайном убежище под
Тюменью. Летом или осенью того же года к ним присоединился Яков
Лепихин, переведенный незадолго до этого в результате сословной «чи­
стки» из верхотурских детей боярских в пашенные крестьяне Киргинс37

38

39

40

41