«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
ИССЛЕДОВАНИЯ

58

Потемкину принадлежать не могло. Зато он обратил внимание на то, что
в одном из новонайденных списков (из Публичной библиотеки в СанктПетербурге) оно имеет заголовок «Сибирских страдальцов», в другом,
из собрания митрополита Макария в Киевской духовной академии, «Страдалцов сибирских Далматов». В конце еще одного списка - Хлудовского - ему удалось обнаружить рассуждения автора «Послания» о
неправомерности помещать изображения «голубков» на литых распяти­
ях, где прямо указывалось, что сочинение адресовано в Тюменские пре­
делы. Все это позволило ученому сделать вывод, что «Послание об
антихристе и тайном царстве его» было написано в Зауралье, в стенах
Далматовского Успенского монастыря, в ответ на вопросы тюменских
старообрядцев. Кроме того, П.С. Смирнов осуществил новое издание
произведения по восьми спискам (списки из библиотеки Казанской ду­
ховной академии и из собрания графа А.С. Уварова при публикации тек­
ста им не использовались) .
11

В последующее время изучение рукописной традиции «Послания»
было продолжено. Так в 1912 г. В.Г. Дружинин дополнительно указал
на существование еще восьми списков . Десять новых списков обна­
ружил в Рукописном отделе БАН и описал Н.Ю. Бубнов . Еще двадцать
семь списков удалось выявить автору этих строк.
Прекрасно понимая, что 54 списка XVIII - начала XX в., извест­
ные к настоящему времени, вряд ли полностью отражают всю рукопис­
ную традицию «Послания об антихристе и тайном царстве его», все же
считаем необходимым поместить ниже в хронологическом порядке их
археографический обзор.
1. ИРЛИ. Пинежское собр. № 8. 20-е гг. XVIII в , 8°, выговский
полуустав, л. 181-201 об. (далее - Пин. 8). Загл.: «Страдалцов сибирс­
ких Долматов» (написано внизу на л. 180 об.). Нач.: «Благочестивым и
христоименитым людем единыя правыя веры, сопричастьником святыя
восточныя церкви...». Список находится в составе выговского сборни­
ка второй четверти XVIII в , включающего сочинения Даниила Матвее­
ва («Показательное списание на новоявлыниеся философы и учители»;
возможно, его автограф), Андрея Денисова («Собрание в показание же­
лающим ведати о надписании животворящаго креста», «Слово обличи­
тельно на новыя мудрецы» и «Слово плачевное о злостраданиях и скорбех Церкви Христовой»), Семена Денисова (Второе и Третье послания
митрополиту Новгородскому Иову; возможно, список Второго посла12

13