«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
ИССЛЕДОВАНИЯ

84

антихриста. Мысль о царствовании духовного антихриста помогла авто­
ру сделать эсхатологическую систему более жизнеспособной. Антихрист
в его интерпретации - это дух, или направление, господствующее в цер­
кви и обществе, которое действует через „послушников", „сосуды" свои.
При этом предполагалось, что исполнителей злой воли антихриста мо­
жет быть сколько угодно. Поэтому смерть одного из них, в данном случае
Алексея Михайловича, не разрушала всю эсхатологическую систему» .
К этому можно добавить следующее наблюдение. Высказывая свое
резко отрицательное отношение к беглым попам, т.е. к священникам но­
вого поставления, перешедшим в старообрядчество, автор «Послания»
вступает в открытую полемику по этому вопросу с протопопом Авваку­
мом (не называя его, впрочем, по имени) и почти дословно цитирует
отрывок из его Послания «отцу» Ионе , появившегося, как известно, в
начале царствования Федора Алексеевича, т.е. после 29 января 1676 г.
Следовательно, само наше «Послание» было написано не ранее второй
половины 70-х гг. XVII в. Причем это было далеко не первое произведе­
ние автора на данную тему: «Уже много глаголахом и беседовахом от
свидетельства Божественнаго Писания, - подчеркивает он, - о антихри­
сте и тайном царстве его, но не веруют мнози» .
Соглашаясь с мнением П.С. Смирнова о том, что «Послание об
антихристе и тайном царстве его» вышло из стен Далматовского Успен­
ского монастыря, приведем в пользу этого еще одно косвенное доказа­
тельство. В «Послании», как уже не раз говорилось, подробно обосно­
вывается теория так называемого «мысленного» или духовного анти­
христа. Именно этих воззрений, если верить свидетельству сибирского
митрополита Игнатия Римского-Корсакова , придерживался известный
урало-сибирский «расколоучитель» XVII в. Яков Борисов сын Лепихин, имевший тесные связи с Далматовским монастырем .
Вопрос об авторстве «Послания» П.С. Смирнов оставил откры­
тым, высказав лишь предположение о том, что им мог быть какой-то
«расколоучитель», сосланный в Далматовский монастырь. В.М. Верюжский, в свою очередь, считал возможным приписать произведение постриженнику, а позднее игумену этой обители Афанасию (в миру тюмен­
скому казачьему сыну Алексею Ивановичу Любимову-Творогову), став­
шему впоследствии холмогорским архиепископом и известным
обличителем раскола . Однако, как нам кажется, есть возможность при­
знать автором «Послания» самого основателя Успенского монастыря
25

26

27

28

29

30