«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
А.Т. Шашков ПОСЛАНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ.

83

Вк 803), «Послание» приписано Аввакуму, названному здесь протопо­
пом Московского Успенского собора. В двух списках (Д 23-1 и Ник. 68)
оно озаглавлено просто «Посланием», в одном (Вк 1127) - «Поморский
грамоткой». Наконец, в девяти случаях заглавие отсутствует вообще
(Д 23-2, ОП 135, Вяз. 2, Сиб. 1, Хл. 282, УЦ 16, Вк 1126, Д 247, Сиб.
14), причем лишь в списке Д 247 - из-за опущенного начала.
Особый интерес представляют для нас заглавия пяти списков па­
мятника, в которых отразились указания на его сибирское происхожде­
ние: «Страдалцов сибирских Долматов» (Пин. 8), «Страдалцов сибирс­
ких Далматов» (Мак. 54), «Сибирских страдальцов» (РНБ 710), «Си­
бирских» (Пин. 17) и «Сибирских страдалцов церковных догматов»
(ЯГИАМЗ 15553). В последнем случае мы имеем дело с явным ис­
кажением первого (и, кстати сказать, самого раннего) варианта заг­
лавия, читающегося в Пин. 8.
В ряде списков текст «Послания» варьируется за счет некоторых
сокращении и добавлений. Причем только в трех из них имеется очень
важное для атрибуции произведения рассуждение автора о «голубках» с
упоминанием Тюмени, на которое обратил в свое время внимание
П.С. Смирнов: «Да аще вы, отцы святии и братия, пишете к нам, греш­
ным, о том, еже нецыи оу вас на Тюмени льют кресты новым переводом
з голубками, и мы о том новом переводе впервы и слышим, не токмо
видети» и т.д. (Пин. 8, л. 200 об. - 2 0 1 об.; Хл. 282, л. 134 об. - 135 об.;
Пин. 117, л. 74 о б . - 7 5 ) .
Изучение рукописной традиции «Послания об антихристе и тай­
ном царстве его», бытовавшего, судя по его литературному «кон­
вою» в сборниках, преимущественно в беспоповской среде, застав­
ляет нас вновь обратиться к вопросам о том, когда, где и кем оно
было создано и кому адресовалось.
Поскольку в произведении упоминается царь Алексей Михайло­
вич, которого адресаты «Послания» рассматривали в качестве чувствен­
ного антихриста, в исследовательской литературе принято считать, что
оно было написано не позднее 1676 г. - года смерти царя. Между тем
хорошо известно, что в старообрядческих эсхатологических сочинени­
ях Алексея Михайловича именовали антихристом и после 1676 г. В свя­
зи с этим, анализируя содержание нашего «Послания», Н.С. Гурьянова
отмечает: «Возможно, идея о духовном антихристе возникла в связи со
смертью Алексея Михайловича, главного „героя" теории чувственного