«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
82

ИССЛЕДОВАНИЯ

Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции с выписками из
того же Жития в редакции Трифона Петрова и двумя Повестями о патри­
архе Никоне, Послание инока Авраамия боярыне Ф.П. Морозовой, Пя­
тую соловецкую челобитную и др. Описание рукописи см.: Рукописи
Верхокамья. С. 48-51.
Отдельные выписки из «Послания об антихристе и тайном царстве
его» встречаются также в старообрядческих сборниках XVIU-XIX вв.
Так, одна из них, имеющаяся заголовок: «Из Послания священноинока
и страдальца Феоктиста», читается в сборной рукописи второй полови­
ны XVIII - первой половины XIX в. (БАН. Собр. В.Г. Дружини­
на. № 605 (641)). Вторая половина XVIII в , 8°, полуустав, л. 53; описа­
ние рукописи см.: Описание РО БАН. Т. 7, вып. 1. С. 176-177). Еще
одна выписка из «Послания» «Феоктиста священноинока» находится в
старообрядческом сборнике конца XIX в. (ИРЛИ. Латгальское
собр. № 257. 4°, полуустав, л. 33-33 об.; краткое описание рукописи
см.: Маркелов Г.М. Латгальские рукописные находки 1981 и 1982 гг. //
ТОДРЛ. Т. 39 С. 435. № 51). Кроме того, заимствование из «Послания»,
также приписанного Феоктисту, было включено в компилятивное старо­
обрядческое сочинение о духовном антихристе, занимающее л. 5-25 в
одном из сборников конца XIX в. (ИИ СО РАН. Собр. рукописей. № 36/
77. 4°, полуустав; описание рукописи см.: Панин Т.В., Титова Л.В.
Описание собрания рукописей... С. 177-179). Наконец, под именем все
того же Феоктиста текст «Послания» использовался в 27-м ответе зна­
менитого «Щита веры» (или «Обских ответов») - обширного полеми­
ческого беспоповского сочинения, написанного в 1789-1791 гг.
24

Нетрудно заметить, что имя священноинока Феоктиста, названно­
го в качестве автора «Послания об антихристе и тайном царстве его»,
встречается в рукописной традиции чаще всего: помимо вышеуказан­
ных выписок и необнаруженного пока Казанского списка, оно фигури­
рует в 31 из известных списков произведения (Сд 65, Вят. 2, Лук. 181,
Ув. 879, ОЛДП 108, РНБ 489, РНБ 476, РНБ 345, Д 144, Д 632, Д 33,
Чув. 156, Д 37, Кир. 30, ПГПИ 1, ЯГИАМЗ 1520, ОР 1029, Каз. 34,
Д 477, Зав. 21, Кар. 96, Сев. 728, Д 526, Тит. 1443, Д 6, Ак. 1, Тих. 411,
Керж. 15, Пер. 637, Дв. 55, Сд 594). В заглавиях двух списков (РНБ 401
и Пин. 382) помещено имя Спиридона Потемкина, якобы являвшегося
архимандритом Московского Богоявленского монастыря. В четырех
списках, некогда бытовавших в Верхокамье (Вк 1266, Вк 809, Вк 1118,