«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
78

ИССЛЕДОВАНИЯ

«Сие слово творение священноинока и мученика Феоктиста, бывшаго
во изгнании в Соловецком отоце Анзерской пустыни благочестия ради и
тамо скончавшагося во время бытия Никонова. О антихристе и о тайном
царстве его». Нач.: «Благочестивым и христолюбивым людем единыя
правыя веры, сопричастником святыя восточныя церкви...». Список
находится в составе старообрядческого сборника второй половины
XIX в , включающего подборку статей о браке, блуде, пьянстве, выпис­
ки из Минеи Четьей, Требника, Пчелы, статьи против новоженов, Ска­
зание об иконе Тихвинской Богоматери и др. Краткое описание
рукописи см.: Тихомиров М.Н. Описание Тихомировского собра­
ния рукописей. М , 1968. С. 1 2 4 - 1 2 5 .
46. ИРЛИ. Керженское собр. № 15. Вторая половина XIX в , 8°,
крупный полуустав, л. 1-104 (далее - Керж. 15). Загл.: «Сие слово
творение священноинока и мученика Феоктиста, бывша во изгнании в
Соловецком отоце Анзерской пустыни благочестия ради и тамо скон­
чавшагося во время бытия Никонова. О антихристе и о тайном царстве
его». Нач.: «Благочестивым и христолюбивым людем единыя правыя
веры, сопричастником святыя восточныя церкви...». Список представ­
л я е т собой о т д е л ь н у ю р у к о п и с ь . Ее краткое о п и с а н и е см.:
Бегунов Ю.К., Панченко A.M. Археографическая экспедиция Сектора
древнерусской литературы в Горьковскую область // ТОДРЛ. Т. 15. М.;
Л , 1958. С. 392-393.
47. ИРЛИ. Пинежское собр. № 382. Последняя четверть XIX в ,
4°, полуустав, л. 1-41 об. (далее - Пин. 382). Загл.: «Слово о антихристе
и тайном царстве его и последнем отступлении антихристове и о тайной
прелести его. Выписано ис [Апока]липсиса сидмитолкового, а выписы­
вал архимандрит Московского и Богоявленского монастыря Спиридона
Потемкина (так! - А.Ш.) догма... Да два страдалца было сибирских,
Евдоким и Петр. Да Андрей Кесариский (так! -А.Ш). Разглагольствие
было у них с митрополитом о тайной прелести его, явитися бо ему в
свое ему время, тайна бо уже деется беззаконию, но точию держаяй
ныне от среды будет, тогда явится беззаконный». Нач.: «Благочестивым
и христоименитым людем, единым православныя веры, сопричастником
святыя восточныя церкви...». Текст сохранился во фрагментах, переме­
жающихся выписками из других старообрядческих сочинений (в част­
ности, на л. 35-36 - из «Винограда Российского» Семена Денисова).